Исторические гостиницы России
Ямские и почтовые станции. Первые гостиницы на Руси появились в XIII веке. Постоялые дворы как точки на карте торговых путей. Принимали постояльцев, что путешествовали в первую очередь по делам — почтовым или служебным. Прообраз современных гостиниц — это уже ХVIII век. Вслед за большими городами и строятся большие постоялые дворы. Здесь можно не просто передохнуть во время пути, но отдохнуть с комфортом. Наталья Летникова отыскала гостиницы с историей на карте России.
Гостиница черни
Амбар, ставший гостиницей. Памятник гражданской архитектуры XVII века на территории Рязанского кремля. Построено двухэтажное каменное здание архитектором Устиновым для хранения продовольственных запасов на Архиерейском дворе. Спустя два столетия строение приспособили под гостиницу. 14 номеров предназначались для проезжих монахов-чернецов. К каждой двери главного фасада когда-то вело отдельное деревянное крыльцо, до наших дней сохранилось лишь одно. Сейчас Гостиница черни — часть архитектурного музея-заповедника. Экспозиция рассказывает об истории Переяславля Рязанского и о воинской славе. О том, чем жил средневековый город и как защищал свои рубежи на протяжении многих столетий.
Отель «Метрополь»
Ровесник ХХ века — отель «Метрополь» в Москве. Величественное здание в стиле модерн с видом на Большой театр появилось по инициативе Саввы Мамонтова. Проект выполнил британец Вильям Валькот. Мамонтов разорился, заказчик сменился, а за ним и десяток архитекторов, но в 1905 году «Метрополь» достроили. Интерьеры по эскизам Виктора Васнецова и Константина Коровина, майоликовые панно, в том числе по картине Михаила Врубеля «Принцесса Грёза», — современники считали отель манифестом нового искусства. Гостиница в историческом центре была обречена на необычную историю. В революцию отель брали штурмом. В уникальных интерьерах выступали Ленин и Троцкий. Здесь останавливались Сергей Прокофьев, Александр Куприн, Бернард Шоу, Марлен Дитрих и Джон Стейнбек.
Гостиница «Астория»
Элегантная, изысканная, монументальная. «Астория» строилась сто лет назад с претензией на звание самого комфортабельного отеля Санкт-Петербурга. А удивила всю Европу. Петербургский архитектор Федор Лидваль в своем проекте предусмотрел даже зимний сад и библиотеку. К архитектурной изысканности взывало соседство с Исаакиевским собором. Большинство коллег по цеху работу Лидваля одобрили, отметив «элегантные и аккуратные» фасады. «Астория» побывала в центре всех исторических событий Северной столицы. Как утверждали современники, в ее зимнем саду Гитлер планировал устроить банкет в честь своей победы. Но обошлось мирными постояльцами: Герберт Уэллс, Маргарет Тэтчер, Федор Шаляпин… В 2007 году «Астория» попала в десятку самых романтичных отелей списка Forbes.
Гостиница «Центральная»
Некогда самая высокая постройка Перми — семь этажей. Гостиница «Центральная». Здание с элементами конструктивизма построено в 1930 году архитектором Федором Мороговым. «Ноев ковчег» и «обитель муз». Эти поэтичные названия — часть истории провинциальной гостиницы. Во время Великой Отечественной войны здесь жили в эвакуации балерины Галина Уланова и Наталья Дудинская, композиторы Сергей Прокофьев и Арам Хачатурян, писатели Вениамин Каверин, Юрий Тынянов и Виталий Бианки, Осип и Лиля Брики… Каверин здесь писал «Два капитана», Хачатурян — балет «Гаянэ», Тынянов — роман «Пушкин», Лиля Брик — объединила в книгу «Щен» письма Маяковского. На фасадах на первый взгляд обычного, а в то время «возвышенного дома» может просто не хватить места для памятных табличек.
Отель «Мариино»
Гостиница на морском побережье. Отель «Мариино» в Ялте — часть экскурсии по чеховским местам. Бывшая дача Казимира Беньковского в ХIX веке благодаря архитектору Николаю Краснову обрела свой изысканный вид, а знаменитый постоялец — Антон Павлович Чехов — добавил романтизма. По местным преданиям, именно в этих местах — из кафе напротив гостиницы — чеховский песонаж Дмитрий Дмитриевич Гуров заметил даму с собачкой: «Сидя в павильоне у Верне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц». Эти стены помнят Максима Горького, Владимира Маяковского, Мариуса Петипа и сильное землетрясение, после которого здание лишилось части своей буржуазности: пришлось убрать декоративные бордюры и вазы.