Из Петербурга в Москву. О первых столичных вокзалах

Из Петербурга в Москву. О первых столичных вокзалах

Константин Тон был учеником Андрея Воронихина и одним из любимых архитекторов Николая I. Он построил первый в России вокзал — Царскосельский — и две главные станции на Николаевской железной дороге, в Петербурге и Москве. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем 7 фактов о столичных вокзалах.

Царскосельский вокзал

Царскосельский вокзал

Царскосельский вокзал

Царскосельский вокзал

Царскосельский вокзал

Царскосельский вокзал

1. Первая в России большая железная дорога — Николаевская — соединила Петербург и Москву. Ее строительство началось в 1843 году. Архитектор Рудольф Желязевич создал проекты промежуточных станций и предложил эскиз петербургского вокзала, однако его не приняли. На проекты зданий столичных вокзалов объявили конкурс, в котором участвовали Александр Брюллов, Николай Ефимов и Константин Тон.

Николай I выбрал проект Константина Тона. Возможно, решающим фактором стало то, что архитектор уже строил железнодорожные станции. Возведенный по его проекту деревянный Царскосельский вокзал был красивым и удобным для пассажиров: в 1849–1852 годах его перестроили в камне.

2. Вокзалы в Москве и Петербурге начали строить одновременно — в 1844 году. Перекресток Невского и Лиговского проспектов, где построили здание вокзала, в те годы был окраиной Северной столицы. По первому проекту архитектурный комплекс петербургского вокзала включал еще два симметричных здания — таможню и жилой дом. Однако от строительства жилого дома позже отказались.

В Москве вокзал решили возводить на пустыре у Каланчевского поля. С конца XVII века до пожара 1812 года здесь располагался Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов.

3. Константин Тон руководил работами по возведению вокзалов не все время. Строительство Николаевской железной дороги курировал граф Клейнмихель — главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий. Он отстранил Тона от должности инспектора станционных зданий после спора о деталях строительства. Его пост занял Рудольф Желязевич.

Московский вокзал в Санкт-Петербурге

Московский вокзал в Санкт-Петербурге

Московский вокзал в Санкт-Петербурге

Московский вокзал в Санкт-Петербурге

Московский вокзал в Санкт-Петербурге

Московский вокзал в Санкт-Петербурге

4. Проекты столичных вокзалов были идентичны: здания в стиле неоренессанса с двухъярусной башенкой посредине и большими венецианскими окнами. Первым достроили в 1849 году здание в Москве. Сначала этот вокзал назывался Санкт-Петербургским, а после смерти Николая I в 1855 году стал Николаевским. В советское время его переименовали в Ленинградский.

5. Первые столичные вокзалы были похожи по внешнему виду и внутреннему устройству: на первом этаже зданий располагались просторные вестибюли, залы для пассажиров и особые императорские апартаменты. На втором — служебные квартиры железнодорожников. Интерьеры вокзалов отличались особой изысканностью: полы были выполнены из дубового паркета, печи — из мрамора. Первым начальником Московского вокзала в Санкт-Петербурге был Николай Миклухо, отец будущего известного путешественника Николая Миклухо-Маклая.

Ленинградский вокзал в Москве

Ленинградский вокзал в Москве

Ленинградский вокзал в Москве

Ленинградский вокзал в Москве

Ленинградский вокзал в Москве

Ленинградский вокзал в Москве

6. Первый поезд отправился из Санкт-Петербурга в Москву 19 августа 1851 года. Его пассажирами были Николай I, его семья, два батальона гвардейцев. Николай I опасался переездов через железнодорожные мосты, поэтому переходил их пешком.

Путь занял 19 часов. Железная дорога между двумя столицами стала первой казенной двухпутной железной дорогой в Российской империи. На тот момент она была самой длинной в мире: ее протяженность составила 604 версты — 645 километров. Дорогу строили по проекту инженеров Павла Мельникова и Николая Крафта.

7. Через три месяца после первой поездки железнодорожное движение стало регулярным. Билеты стоили дорого, поэтому пассажиры, которые не могли позволить себе удобное купе, ехали в товарных вагонах или на открытых платформах. Для покупки билета нужно было подать специальное прошение и предъявить паспорт, данные из него переписывали в специальную книгу. В документе делали отметку «К отъезду препятствий нет», и только тогда можно было купить билет. До специального звонка пассажиры находились в комнатах ожидания, причем дамы — отдельно от мужчин.

Столичные вокзалы Константина Тона продолжали работать и много лет спустя, когда железнодорожное движение стало более интенсивным и количество пассажиров выросло в несколько раз.


Обсуждение закрыто.