Любимый архитектор императора Николая I

Любимый архитектор императора Николая I

Андрея Штакеншнейдера императору Николаю I порекомендовал граф Александр Бенкендорф. С тех пор заказчиками архитектора сделались и сам император, и его родственники, и другие высокопоставленные жители Петербурга. Штакеншнейдер стал специалистом по зданиям придворного ведомства, парковым павильонам и дворцам. Памятники архитектуры работы Андрея Штакеншнейдера — в подборке портала «Культура.РФ».

Дворец Белосельских-Белозёрских

Любимый архитектор императора Николая I

Дворец Белосельских-Белозёрских. Фотография: ИВА Афонская / фотобанк «Лори»

Дворец для княжеской семьи Белосельских-Белозёрских Андрей Штакеншнейдер построил в стиле необарокко. Он вдохновлялся Строгановским дворцом Бартоломео Растрелли и даже копировал некоторые элементы декора для фасадов. Скульптор Давид Йенсен создал фигуры атлантов и кариатид для украшения внешних стен, что сделало здание пышным и парадным. После того как дворец был построен, кариатиды стали очень популярным декором: частные заказчики то и дело просили архитекторов украсить здания в подобном стиле.

Интерьеры дворца Белосельских-Белозёрских были оформлены в стиле рококо. Особенно впечатляющей получилась парадная лестница, также украшенная фигурами кариатид. Сегодня во дворце размещается Музей становлении демократии в современной России имени Анатолия Собчака.


Николаевский дворец

Любимый архитектор императора Николая I

Николаевский дворец. Фотография: Александр Тарасенков / фотобанк «Лори»

Этот дворец был построен для третьего сына императора Николая I — Николая Николаевича. Андрей Штакеншнейдер совместно со своими помощниками Августом Ланге и Карлом Циглером, помимо дворца, возвели домовую церковь, конюшни и манеж: хозяин здания занимал должность командующего кавалеристскими силами России и был блестящим наездником.

Сам дворец построили в 1850-е годы, он был оснащен по последнему слову техники. Здесь был водопровод и канализация, телеграф и гидравлический лифт. Фасады дворца поклонник эклектики Штакеншнейдер оформил в стиле неоренессанса.

После смерти хозяина дворец был продан за долги в казну. Через некоторое время здесь разместился Ксениинский женский институт, названный так по имени великой княгини Ксении Александровны — супруги внука Николая I. В советское время здание было переименовано в Дворец труда — здесь «поселился» совет профсоюзов.


Ново-Михайловский дворец

Любимый архитектор императора Николая I

Ново-Михайловский дворец. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Ново-Михайловский дворец по проекту Штакеншнейдера стал резиденцией для младшего сына Николая I — Михаила Николаевича. Ново-Михайловским его назвали потому, что Михайловский дворец в городе уже был —он принадлежал брату Николая I Михаилу Павловичу.

Николай I при строительстве не скупился: дворец был оснащен всеми техническими новинками тех лет, для украшения фасада император приказал использовать каррарский мрамор. Архитектор и это здание декорировал фигурами кариатид. В отделке дворца Андрей Штакеншнейдер использовал свойственное эклектике переплетение разных архитектурных стилей и направлений — рококо, барокко и неоренессанс. Интерьеры были оформлены в стиле классицизм, хотя в некоторых залах Штакеншнейдер обращался и к готике, и к рококо, и к мавританскому стилю.


Мариинский дворец

Любимый архитектор императора Николая I

Мариинский дворец. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Мариинский дворец Штакеншнейдер возвел для старшей дочери императора. Великокняжеская резиденция стала свадебным подарком, когда Мария Николаевна венчалась с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским.

Огромный дворец было решено построить на месте бывшего дома графа Чернышева, который частично вошел в новый ансамбль. Чтобы здание вписалось в ансамбль Исаакиевской площади, расширили соседний Синий мост через реку Мойку. Фасад здания был оформлен в классическом стиле. Однако в интерьерах Штакеншнейдер решился на эксперимент. Дворец стал вторым зданием после Зимнего дворца, где стиль эклектики использовался во внутренней отделке.

Позже наследники дворца продали его в казну. Здание стало резиденцией Государственного совета: именно здесь состоялось знаменитое заседание, которое написал Илья Репин. Сегодня в Мариинском дворце находится Законодательное собрание Санкт-Петербурга.


Павильоны в Колонистском парке

Любимый архитектор императора Николая I

Царицын павильон на Ольгином пруду. Фотография: Ольга Остроухова / фотобанк «Лори»

Колонистский парк — самый маленький в Петергофе, основную его часть занимает пруд с двумя островами. Парковый ансамбль Андрей Штакеншнейдер также спроектировал по заказу Николая I. На островах архитектор построил два павильона. Один, Ольгин, был назван в честь дочери императора, другой, Царицын, в честь его жены. Царицын павильон был возведен в помпейском стиле — с атриумом и мозаичным полом. Ольгин павильон скорее напоминает неаполитанский памятник: это трехэтажная башня желтого цвета, украшенная белыми бюстами и барельефами. При Николае I между островками курсировали паромы, для которых были построены изящные причалы.


Павильоны в Луговом парке

Любимый архитектор императора Николая I

Дворец Бельведер. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Южнее Колонистского парка находится другое детище Штакеншнейдера — Луговой парк. В нем целых девять прудов, и вода из них питает петергофские фонтаны. Помимо многочисленных мостиков, плотин и шлюзов, архитектор построил здесь павильон «Озерки» и «Руина» и дворец Бельведер, который Николай I посвятил своей жене Александре Федоровне.

«Озерки», или иначе Розовый павильон, состояли из двух небольших корпусов, соединенных галереей. Здание было разрушено в годы Великой Отечественной войны, и от него сохранилась лишь гранитная площадка. Благополучнее сложилась судьба другой постройки — дворца Бельведер. На это здание Николая I вдохновил храм Эрехтейон в Афинах. Император сам нарисовал эскиз постройки и приказал Штакеншнейдеру воплотить его в жизнь. Псевдоантичный дворец был украшен множеством скульптур, здесь даже были копии коней с Аничкова моста. Здание также пострадало в военные годы, но в советское время его восстановили.


Обсуждение закрыто.