Не только архитектор
Поэзия и театральная сцена, создание ценной посуды и дизайн интерьеров, музыка и наука. Чем увлекались русские архитекторы прошлых веков, помимо возведения зданий? «Культура.РФ» вспомнила 7 зодчих и их интересные увлечения.
Николай Львов и стихи
Николай Львов — архитектор эпохи русского Просвещения — проявил себя в разных областях искусства и науки. Он изучал народные песни, выпустил «Собрание русских народных песен с голосами», написал трактат «О русском народном пении». И даже создал либретто к опере Евстигнея Фомина «Ямщики на подставе».
Увлекался Николай Львов и литературой: он писал стихи и переводил произведения древнегреческих поэтов. Кроме того, Львов прекрасно рисовал — он создал эскизы орденов Владимира и Анны. Наконец, он изучал русскую историю и даже опубликовал две работы: «Летописец русский от пришествия Рюрика до кончины Иоанна Васильевича» и «Подробная летопись от начала России до Полтавской баталии».
Андрей Воронихин и интерьеры
Архитектор, который построил Казанский собор и Горный институт, увлекался декоративно-прикладным искусством. По рисункам Андрея Воронихина создавали мебель и осветительные приборы, фарфор и произведения из камня и стекла. Например, в Эрмитаже можно увидеть порфировую чашу Екатеринбургской гранильной фабрики.
Однако больше всего произведений искусства, созданных по эскизам Воронихина, хранится в Павловском дворце. После пожара 1803 года он восстанавливал здесь интерьеры. По рисункам архитектора были выполнены каменные вазы, мебель, изделия из бронзы и хрусталя. Для павильона «Вольер» — березовые кресла, для Греческого зала — диваны и кресла с подлокотниками в виде орлов, для зала Мира и Войны — кресла на львиных лапах, а для библиотеки императрицы Марии Федоровны — кресло-жардиньерка с корзинкой для комнатных цветов.
Жан-Франсуа Тома де Томон и посуда
Жан-Франсуа Тома де Томон, как и Воронихин, участвовал в оформлении интерьеров Павловского дворца. По его рисункам на Императорском стеклянном заводе были созданы стол из стекла и хрустальный стол «для молочного завтрака». Также на заводе выпускали вазы и чаши. Стекло для них использовали необычное — смальтовое зеленое и черное. Тома де Томону приписывают интересный фарфоровый экспонат тех лет — вазу «Сплетницы» с ручками в форме склонившихся друг к другу беседующих девушек.
Федор Шехтель и афиши
Федор Шехтель после окончания гимназии поступил на архитектурное отделение Училища живописи, ваяния и зодчества, однако свой творческий путь начал не с архитектурных проектов. После первого курса он бросил училище, потому что ему приходилось работать и содержать семью. Шехтель оформлял журналы «Будильник» и «Сверчок», рисовал театральные афиши и иллюстрировал книги. Среди его работ — обложки к сборникам «Пестрые рассказы» Антона Чехова и «Записки охотника» Ивана Тургенева. Позже Федор Шехтель создавал декорации и костюмы к спектаклям «Полет на луну», «Лесной бродяга», «Уриэль Акоста». Однако после того, как Шехтель стал получать архитектурные заказы, он оставил работу художника.
Александр Веснин и декорации
Архитектор Александр Веснин после революции тоже работал театральным художником — в Камерном и Малом театрах. Среди его спектаклей — «Федра» в постановке Александра Таирова, «Человек, который был четвергом» Сигизмунда Кржижановского. В театральных постановках Веснин по максимуму использовал свой архитектурный опыт: в его декорациях работали лифты, двигались тротуары, вращался пол. Веснин работал и с детскими постановками: для «Жемчужины Адальмины» в Московском театре для детей он создал и декорации, и костюмы.
Борис Иофан и мебель
Одним из самых известных сооружений Бориса Иофана был Дом на набережной. Помимо его архитектурного решения, Иофан разработал элементы внутреннего декора, одинаковые во всех квартирах: дубовый паркет и потолки с художественной росписью. По его эскизам создали и мебель — массивные аскетичные столы, стулья и другие предметы мебели из мореного дуба. Однако закончив оформлять интерьеры Дома на набережной, Иофан не стал продолжать карьеру дизайнера.
Владимир Щуко и сцена
Владимир Щуко известен как автор масштабных проектов — Ленинской библиотеки и Большого Каменного моста в Москве. Параллельно с архитектурой Щуко играл на сцене. До революции он работал в «Старинном театре» и «Привале комедиантов» — там он создал декорации для нескольких спектаклей, потом играл в Художественном театре Станиславского. Позже работал в театрах Ленинграда и Москвы, где придумывал уже не только декорации, но и костюмы. Среди его самых известных работ — «Дети солнца» в постановке Александра Таирова в Московском Камерном театре и «Борис Годунов» в постановке Сергея Радлова в Ленинградском Государственном театре оперы и балета.