ВДНХ. История в камне

ВДНХ. История в камне

Выставка архитектурных достижений советской эпохи. Топ-10 павильонов, которые радуют глаз.

ВДНХ. История в камне

Город мечты в городе столичном. Фонтаны, аллеи, скульптуры. Выставку достижений народного хозяйства открывали к 20-летию советской власти.

За масштабный проект взялись лучшие архитекторы. Задача ставилась государственная — создать достойное обрамление достижениям молодой страны. Архитектурное обрамление труда колхозников менялось от проекта к проекту. В разные годы над фасадами трудились Александр Жуков, Евгений Вучетич, Александр Дейнека.

Спустя десятилетия здания уникального архитектурного комплекса признаны объектами культурного наследия, а ВДНХ — достопримечательностью всей страны. Узнаем историю павильонов вместе с Натальей Летниковой.


Павильон №1 «Центральный»

ВДНХ. История в камне

Главный павильон проектировался дважды. В 1939 году это было здание на месте площади и части цветочного партера фонтана «Каменный цветок».

Монументальное трехъярусное строение с золотой звездой, что встречает нынешних посетителей ВДНХ, построено в 1954 году.

Комплекс прирастал республиканскими павильонами, и стометровое творение Георгия Щуко и Евгения Столярова стало одной из визитных карточек выставки.


Павильон № 2 «Народное образование»

ВДНХ. История в камне

Изначально на месте белого здания со стройными колоннами находился летний цирк.

Архитектор Сергей Полупанов привнес в город столичный настроение города курортного — высокие окна, ажурная аркада и зимний сад. Первая экспозиция павильона была посвящена Северному Кавказу и Крыму.

Космическая эра принесла новые экспонаты — первые искусственные спутники, и новое название — «Наука». В конце 70-х павильон отдали под народное образование.


Павильон № 4 «Киргизия»

ВДНХ. История в камне

Затейливый орнамент с колосьями свое первое десятилетие привлекал внимание к выставке достижений Эстонской ССР.

Архитекторы Х. Арман, А. Вольберг и Н. Тарвас поместили на фасад майоликовый ковер и герб республики.

В середине 60-х экспозиции ВДНХ разделили по областям. Павильон № 4 рассказывал о биологии. В мир живой природы погружала выставка, которую общими силами составили полсотни научных учреждений страны. Сегодня в здании — выставочный центр Республики Кыргызстан.


Павильон № 6 «Абхазия»

ВДНХ. История в камне

Янтарь и лен, цветное стекло и мореный дуб, цветные витражи и кованые решетки. Отделка павильона Литовской ССР, построенного по проекту архитекторов А. Кумписа, Ю. Лукошайтиса и К. Шешельгиса, словно отдельная экспозиция — народных промыслов.

Выставку промышленных достижений прибалтийской республики в 1964 году сменили достижения химической промышленности, а спустя полвека в павильоне открылась экспозиция Абхазии.


Павильон № 8 «Юные натуралисты»

ВДНХ. История в камне

Молодые архитекторы — начинающим биологам. Коллективный проект шести аспирантов Московского архитектурного института в 1953 году стал одним из самых оригинальных на территории ВДНХ.

Все лучшее — детям. Популярный советский лозунг определил дальнейшую судьбу здания. Семь залов поступили в полное распоряжение юных техников, садоводов, животноводов.

Сейчас в этих стенах поселилась сказка — музей «Жили-были».


Павильон № 18 «Беларусь»

ВДНХ. История в камне

Золотая девушка со снопом колосьев — скульптура «Родина», венчающая бельведер здания, приглашает познакомиться с выставкой белорусских достижений.

Архитекторы Г. Захаров и З. Чернышёва придали своему творению монументальный вид, добавив два ряда колонн и внутренний дворик.

Классическую строгость замысла разбавляет майолика. Назначение павильона менялось лишь однажды, когда в этих стенах гостил раздел «Электротехника».


Павильон № 32–34 «Космос»

ВДНХ. История в камне

Самый технологичный павильон ВДНХ строили архитекторы И.Г. Таранов, В.С. Андреев и Н.А. Быкова для демонстрации достижений машиностроения. Машины становились сложнее, а задачи масштабнее.

На смену осушению болот и электрификации пришло освоение космоса. Тракторы и комбайны потеснились и пропустили вперед чудо техники — макеты кораблей «Союз», «Аполлон», «Восток».

В павильоне работает музей «Интеракториум «Марс-Тефо» и готовится к открытию центр «Космонавтика и авиация».


Павильон № 51 «Мясная промышленность»

ВДНХ. История в камне

Центральное здание животноводческого сектора, где главные экспонаты — парнокопытные.

Скульптура Н.А. Конгиссера «Боец с быком» возвышается на павильоне, а соплеменники мощного животного поддерживают колонны.

Архитекторы В.М. Лисицын и С.Г. Чернобай вплели в проект древнеперсидский и греческий стили. Экспозиция знакомила посетителей с новейшими разработками мясной промышленности и в теории, и на практике — в дегустационном зале на открытой террасе с видом на ВДНХ.


Павильон № 59 «Зерно»

ВДНХ. История в камне

Мини-высотка или башня Кремля. Пятидесятиметровое здание, увенчанное звездой, построил архитектор Дмитрий Чечулин.

Автор проектов гостиницы «Пекин», станций метро «Охотный Ряд», «Динамо» и высотки на Котельнической набережной и выставочный павильон выдержал в лучших столичных традициях.

До 60-х годов ХХ века экспозицию составляли регионы Центральной России, а в 1964 году в третьем по высоте здании разместилась выставка «Зерно».


Павильон № 67 «Карелия»

ВДНХ. История в камне

Фасад из мореного дуба не теряется на фоне сталинского ампира. Один из самых маленьких павильонов ВДНХ поменял название почти сразу после завершения работы архитекторов Ф.И. Рехмукова и А.Я. Резниченко: Карело-Финская ССР стала просто Карелией.

Золотые буквы на фоне богатой резьбы фронтона сохранились до сих пор. Экспозиции менялись от декоративно-прикладного искусства до советской печати и даже зимней резиденции Деда Мороза. Ведь и сам павильон словно терем — в лучших традициях крестьянских домов Русского Севера.


Обсуждение закрыто.