Ворота и арки в городах России

Ворота и арки в городах России

Парадный въезд в город и ворота старинной крепости, триумфальная арка и инженерное решение для складских помещений — проходим под сводами российских архитектурных памятников.

Золотые ворота во Владимире

Ворота и арки в городах России

Золотые ворота во Владимире — самые древние на территории России. Их построили в 1164 году по указу владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Тогда они были частью валов, опоясывавших город. Золотые ворота были парадными: они вели в княжеские кварталы.

Сегодня от них осталась проездная арка с боковыми пилонами и часть боевой площадки. Остальные архитектурные элементы были пристроены позже: ворота несколько раз реконструировали. В конце XVIII века заново возвели арочные своды и укрепили всю конструкцию. В 1810 году построили новую надвратную церковь. В настоящее время Золотые ворота — часть Владимиро-Суздальского музея-заповедника.


Красные ворота в Москве

Ворота и арки в городах России

На месте Красных ворот трижды возводили деревянные арки: по случаю победы в Северной войне (1709 год), в честь коронации Екатерины I (1724 год) и Елизаветы I (1742 год). Каменные Красные ворота построили в 1753 году по проекту Дмитрия Ухтомского. Они копировали екатерининский образец — типично барочный, украшенный скульптурными рельефами и росписью. Завершала композицию бронзовая скульптура трубящего ангела.

В XIX веке, чтобы ворота оправдывали свое название, их выкрасили в красный цвет. Но в 1926 году арку снова побелили. Тогда в столице даже появилось четверостишие: «Была белая Москва, / Были красные ворота, / Стала красная Москва, / Стали белыми ворота». В 1927 году арку снесли, когда расширяли Садовое кольцо. Сегодня фрагменты ворот хранятся в нескольких музеях. В Историческом музее можно увидеть ангела с верхней части арки, в Музее архитектуры имени Щусева — фигурки херувимов, а в музее-заповеднике «Коломенское» — элементы кладки большой и малой арок.


Невские ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге

Ворота и арки в городах России

Первые ворота, ведущие из Петропавловской крепости к Неве, были возведены еще при Петре I. Тогда крепость была деревянной. В конце 1720-х годов итальянский архитектор Доменико Трезини построил на месте старых ворот каменные. За следующие полвека их трижды реконструировали. Проект современной каменной арки создал архитектор Николай Львов. В 1787 году были возведены гранитные ворота высотой 12 метров с тосканскими колоннами. Их фронтон украсило изображение якоря и языков пламени — символ побед Российской империи.


Арка Новой Голландии в Санкт-Петербурге

Ворота и арки в городах России

Новая Голландия была заложена при Петре I. Сначала здания использовали как складские помещения. Визитной карточкой архитектурного комплекса стала арка из красного кирпича в стиле классицизма. Ее построил архитектор Жан Батист Мишель Валлен-Деламот в 1787 году. Строгая арка с гранитными колоннами и скромным декором должна была сдерживать внутреннее давление на стены складских помещений: там хранились корабельные бревна, и поэтому ее ширина — больше восьми метров.


Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Ворота и арки в городах России

Нарвские триумфальные ворота построили для торжественной встречи победителей Отечественной войны 1812 года. Первую деревянную арку возвели всего за месяц по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Но ворота пришли в негодность, поэтому спустя 20 лет на их месте появилась арка по проекту архитектора Василия Стасова. Ее венчала фигура Славы, управляющая шестеркой лошадей. Ворота декорировали скульптурами витязей и крылатыми женскими фигурами, барельефами и золотыми надписями. Авторами скульптур стали Степан Пименов, Петр Клодт, Иван Леппе, Василий Демут-Малиновский.

Сегодня в Нарвских воротах находится филиал Музея городской скульптуры.


Триумфальная арка в Москве

Ворота и арки в городах России

В 1826 году император Николай I дал распоряжение построить и в Москве арку в память о победе над Наполеоном. Проект создал архитектор Осип Бове, ворота возвели в 1834 году.

Каменные ворота украсили чугунные скульптуры — богиня Ника в колеснице, запряженной шестеркой лошадей, барельефные композиции «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва». Их выполнили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев. В 1936 году ворота были разобраны. Часть скульптур Триумфальной арки хранится в Музее архитектуры имени Щусева.

Точную копию ворот воссоздал спустя три десятилетия архитектор Владимир Либсон. Новая арка появилась на Кутузовском проспекте, недалеко от парка Победы.


Арка главного штаба в Санкт-Петербурге

Ворота и арки в городах России

Здание Главного штаба в Петербурге строили в 1819–1828 годах по проекту Карла Росси. В память о победе России в Отечественной войне 1812 года архитектор соединил два отдельно стоящих здания изысканной аркой в стиле ампир. Ее декорировали барельефами и скульптурами на военные сюжеты. «Колесницу славы» с богиней Никой, увенчавшую арку, изваяли Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский.

Изначально фигуры были изготовлены из очень тонких листов меди на металлическом каркасе. Со временем они начали разрушаться: Ника осталась без лаврового венка, лошади — без хвостов, двуглавый орел потерял одну голову. Арку и скульптуры несколько раз реконструировали.


Бранденбургские ворота в Калининграде

Ворота и арки в городах России

Бранденбургские ворота в Калининграде — одни из семи сохранившихся городских ворот. Они до сих пор используются по прямому назначению: под арками расположена проезжая часть, по которой ходит транспорт.

Первые деревянные ворота на этом месте были построены еще в 1657 году. Они находились на пути к замку Бранденбург, от которого и получили свое название. Через сто лет по указу короля Пруссии Фридриха II здесь возвели массивные кирпичные ворота в неоготическом стиле. Арку с двумя проездами перестроили в середине XIX века, тогда ворота были украшены остроконечными декоративными фронтонами, цветочными рельефами, гербами и медальонами.


Королевские ворота в Калининграде

Ворота и арки в городах России

Два самых узнаваемых архитектурных символа Калининграда — это Кафедральный собор и Королевские ворота. В своем современном виде арка появилась здесь в 1850 году. Автором проекта был немецкий военный инженер Эрнст Людвиг фон Астер. По сторонам центрального проезда были возведены казематы с зубцами на крыше и стилизованными дозорными башенками на нижнем ярусе. Барельефы трех королей, украсившие ворота, создал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер.

После Великой Отечественной войны арку не реставрировали почти 60 лет, поврежденные барельефы калининградцы прозвали «тремя безголовыми королями». В 2005 году ворота и украшавшие их декоративные элементы полностью восстановили по архивным фотографиям. Сегодня внутри архитектурного сооружения находится экспозиция «Великое посольство» историко-культурного центра.


Фридрихсбургские ворота в Калининграде

Ворота и арки в городах России

Ворота — это все, что сохранилось от Фридрихсбургской крепости, основанной в 1657 году. Их возвели в 1852 году по проекту немецкого архитектора Фридриха Шлютера. Центральную арку в неоготическом стиле, казематы и круглые башни сложили из обожженного фигурного кирпича. Ворота декорировали зубчатыми парапетами и ложными готическими окнами.

Здание было повреждено в годы Великой Отечественной войны. После реставрации в 2011 году ворота с башнями, гербом на фасаде, железными дверями и мощеным двориком приобрели свой первоначальный вид. Сегодня они принадлежат Музею Мирового океана. Внутри расположена экспозиция «Корабельное воскресение», посвященная истории кораблестроения и возрождению исторических судов.


Обсуждение закрыто.