5 главных фильмов Марлена Хуциева
19 марта 2019 года ушел из жизни режиссер Марлен Хуциев. Он снял не так много — 11 фильмов. Однако этого хватило, чтобы войти в историю отечественного кинематографа. Картины Хуциева отражали эпоху, но в них не было привычной для советского времени пропаганды. Режиссера интересовали простые люди и их драмы, столкновение навязанных идеалов с реальностью. Его фильмы запрещали, выпускали мизерными тиражами и жестоко критиковали. «Культура.РФ» рассказывает о пяти главных лентах Марлена Хуциева.
«Весна на Заречной улице»
После окончания ВГИКа, в 1952 году, Марлена Хуциева взяли работать на Одесскую киностудию. Там он написал сценарий для первой своей большой картины. Однако руководство попросило его доработать текст — так у сценария появился соавтор. С Феликсом Миронером Хуциев учился в институте, они вместе снимали дипломную работу — короткометражку «Градостроители».
В основе сюжета «Весны на Заречной улице» — история любви сталевара Александра Савченко и молодой учительницы Татьяны Левченко, которую направили преподавать в школу рабочей молодежи. Основные сцены фильма снимали в Запорожье, на заводе «Запорожсталь». Для правдоподобности главного героя (его сыграл Николай Рыбников) пришлось действительно обучать сталеварному делу. В этом помогал заслуженный сталевар Украины Григорий Пометун.
На комбинате были сталевары намного опытнее меня, но это было решение Марлена Хуциева. Дело было так. Приходит в мартеновский цех толпа народу — секретарь парткома, Марлен Хуциев, сценаристы, операторы. Прошли по цеху, подходят ко мне. Из них я знал только секретаря парткома. Один из гостей — им оказался режиссер Хуциев — и говорит: «А не могли бы вы нам помочь, познакомить с работой сталевара наших актеров?» Спросил: не помешает ли это моей работе? У нас тогда кого только не было в мартеновском цехе — и поляки, и китайцы… Я и говорю: нам никто не мешает, вы свое дело делаете, а мы свое дело знаем.
Во время съемок Рыбникова постоянно обливали водой. Пометун вспоминал: «Я потный — работа у сталевара горячая, а у него [Рыбникова] ни капли пота. Марлен кричит: «Николай, ты почему не потеешь?!» Марлен сейчас весь живой, а тогда был вообще как спичка. Раз! — набирает воды в чане и обливает Рыбникова». В массовке картины участвовали настоящие рабочие.
Фильм снимали два года, он вышел на советские экраны в 1956 году. «Весну на Заречной улице» посмотрели более 30 миллионов зрителей. В 1957 году фильм получил бронзовый медальон на VI фестивале молодежи и студентов в Москве.
«Мне двадцать лет» («Застава Ильича»)
Над фильмом о поколении времен оттепели Хуциев начал работать в 1959 году. Сценарий «Заставы Ильича» он снова писал в соавторстве — с молодым шестидесятником Геннадием Шпаликовым.
Главную роль в фильме исполнил Валентин Попов, его Хуциев приметил на выступлении во Дворце культуры ЗИЛ. Вообще, чтобы подобрать актерский состав, режиссер сам ходил по театрам, посещал абитуриентские экзамены в театральных институтах и молодежные встречи. Так он пригласил в фильм молодых актеров Николая Губенко и Станислава Любшина.
Почти все сцены снимались в павильонах, однако в первые эпизоды вошла хроника первомайской демонстрации 1961 года. Работала съемочная группа и в Политехническом музее — там проходил поэтический вечер. Режиссер пригласил для этого эпизода не актеров, а настоящих режиссеров, литераторов и поэтов. В фильме снялись Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко, Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский, Булат Окуджава и Белла Ахмадулина.
В декабре 1962 года фильм приняли в Госкино. Когда «Заставу Ильича» посмотрел режиссер Михаил Ромм, он сказал Хуциеву: «Марлен, вы оправдали свою жизнь». Однако в марте следующего года Никита Хрущев на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства раскритиковал картину:
Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. <…> Серьезные принципиальные возражения вызывает эпизод встречи героя с тенью своего отца, погибшего на войне. На вопрос сына о том, как жить, тень отца в свою очередь спрашивает сына — а сколько тебе лет? И когда сын отвечает, что ему двадцать три года, отец сообщает — а мне двадцать один… и исчезает. И вы хотите, чтобы мы поверили в правдивость такого эпизода? Никто не поверит!
Режиссеру пришлось переделывать уже готовый фильм: вырезать и сокращать сцены, переснимать эпизоды. Поменяли и название — фильм стал называться «Мне двадцать лет». Режиссер вспоминал: «Поправок в фильме было много. Я уже устал что-то доказывать, переснимать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены. Прихожу как-то к новому министру Романову. Он мне говорит, что надо вырезать еще сцену, где танцуют со свечами в руках. Почему? Пожарные не разрешают. Свечи, оказывается, с нашим бытом не совместимы. <…> Вообще я не принадлежу к тем, кто хвастается страданиями, прошлыми обидами, гонениями. Я не страдал. Наоборот, до сих пор испытываю огромную признательность к людям, с которыми работал. Это было подлинным счастьем». В 1965 году фильм вышел в прокат. Первоначальную версию картины зрители смогли посмотреть только в 1988 году — 29 января ее показали в Доме кино.
«Июльский дождь»
Фильм «Июльский дождь» режиссер снял в 1966 году, а сюжет родился у него еще во время съемок «Весны на Заречной улице». Эпизод, который Хуциев тогда представил, стал первой сценой фильма: парень и девушка познакомились во время дождя, и молодой человек одолжил героине свою куртку. Так между ними завязались отношения, которые продлились всего несколько месяцев. Хуциев не стал показывать историю со счастливым концом. Он рассказывал: «Я стараюсь запечатлеть конкретное время. Например, «Июльский дождь». Сюжет фильма очень локален, но лента не только об отношениях двух людей — его и ее. Эти двое живут в конкретном времени, и фильм, наверное, о нем».
После выхода картины режиссера обвиняли в «излишнем эстетстве» и слабой драматургии. В 1967 году в газете «Советская культура» напечатали открытое письмо советского кинокритика Ростислава Юренева: «Фильм заполнен проходами и проездами по Москве, двумя скучнейшими вечеринками и нуднейшим пикником, участники которых, по-видимому, презирали друг друга, но почему-то пытались веселиться, танцевать, флиртовать, слушать песенки и играть в «города» и в «знаменитостей», но не слышали, не ощущали друг друга. <…> В решении вечеринки — снова перепев предыдущего фильма. В заключительной сцене — перепев демонстрации из «Мне двадцать лет». Может быть, Вы так много хотели сказать в своем предыдущем фильме, что вынуждены договаривать недосказанное?»
И хотя «Июльский дождь» не положили на полку, однако выпустили маленьким тиражом — всего 150 копий. После этой картины Хуциев на время ушел из кинематографа.
«Был месяц май»
Сценарий к фильму написал фронтовик Григорий Бакланов на основе своего рассказа «Почем фунт лиха». Он повествует о первых мирных днях после Великой Отечественной войны. Режиссер старался добиться в этой картине максимальной естественности — герои кажутся очень правдоподобными, в фильме отсутствует игровой фон. Ленту снимали в городе Гвардейске (бывший немецкий Пилау), а кадры с концлагерем — в Польше. Режиссер вспоминал: «Во время съемок был туман, так жутко, как будто собрались души умерших».
Одну из ролей сыграл реальный фронтовик Петр Тодоровский, он снимался в своих настоящих орденах и боевой форме. Этот фильм стал дебютным для актера Владимира Гостюхина.
Хуциев делал картину специально для Центрального телевидения. Правок в фильм почти не вносили, пришлось убрать всего два момента. В разговоре с «Радио Свобода» Хуциев говорил: «Там было прямым текстом сказано, что они жили там же, где свиньи, и свиньи съели ребенка. Пришлось сказать, что она голодала и ребенок умер, молока не было. А вторая поправка очень обидная, когда клеил эту хозяйку один из солдат, он там ей говорит — это было по-солдатски, по-русски, — он ей одну фразу говорит, а она не понимает. Он говорит: «А что твой мужик? Ничего еще, может? А то, может быть, надо помочь?» И через паузу говорит: «По хозяйству». Вот эту фразу убрали. А что тут такого, это же не политическое? «Нет, это оскорбительная фраза». Нравственная цензура, и вырезали».
«Был месяц май» вышел на экраны в 1970 году. В 1971 году он получил премию за режиссуру на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага».
«Послесловие»
После ленты «Был месяц май» Марлен Хуциев не снимал 13 лет. В 1983 году он вернулся в кинематограф с фильмом «Послесловие». Режиссер сам написал сценарий к картине, в ее основе — рассказ Юрия Пахомова «Тесть приехал».
Пять лет назад в журнале «Звезда» был опубликован рассказ под названием «Тесть приехал». <…> Я его прочитал и понял: автор затронул очень важные в нашей жизни обстоятельства. Хотя это произведение занимало всего несколько журнальных страниц, мыслей и чувств в нем было сконцентрировано немало. Рассказ меня взволновал и дал толчок к новой работе. Я написал по нему сценарий фильма «Послесловие». О чем он? Мне всегда трудно выразить суть своей работы сжатой формулой. Искусство в любом случае — какая бы тема ни поднималась — должно быть клубком мыслей, однолинейность же всегда чревата фальшью. <…> Я хотел столкнуть в фильме двух людей. Дело вовсе не в том, что они — представители разных поколении, возрастов. Они стоят на различных жизненных позициях, вот что самое важное. Один из них, Швырков, человек сравнительно молодой, давно уже живет в привычном деловом ритме, не оставляющем времени ни на общение с «ненужными» людьми, ни на излишние переживания и копание в собственной душе. И вдруг в эту налаженную жизнь врывается нелепый старый чудак с совершенно иными представлениями о том, какой она, жизнь, должна быть…
В камерной драме сыграли всего два актера: Ростислав Плятт и Андрей Мягков. Действие фильма разворачивается в замкнутом пространстве квартиры. По сюжету в гости к дочери приехал 75-летний отец, но застал там только зятя. Эта попытка разных поколений найти общий язык для Хуциева стала поводом поговорить о быстротекущей жизни, современных людях и новых ценностях.
Автор: Евгения Ряднова