Аристократ советского кино
В кино внешность определяет многое, и от амплуа все-таки никуда не деться. Анатолий Ромашин как будто был рожден специально для того, чтобы воплощать на экране образы аристократов, дворян, офицеров белой армии, да и самих царей, в конце концов. Элегантный, с безупречными манерами, выдержанный — все это можно сказать о Ромашине без преувеличения.
Он появился на свет в 1931 году в Ленинграде. После школы учился в ремесленном училище, потом отслужил в армии — на подводной лодке на Дальнем Востоке. В 1959 году окончил Школу-студию МХАТ и стал актером Театра имени Маяковского. В кино дебютировал на год раньше, в 1958 году в роли белого офицера в картине «Ветер». Снимался практически беспрерывно. Одна из самых важных и знаковых ролей в его кинокарьере — роль Николая II в фильме Элема Климова «Агония». «Не бес Распутин, но именно последний император здесь знак распада и заката. Исторической эпохи, династии, традиционных представлений о божественном происхождении верховной власти. Помазанник Божий — во всех смыслах невольный участник по-своему величественной исторической драмы, мечтающий укрыться за кулисами, но приговоренный к публичному одиночеству на авансцене.
Бесконечно несчастливый, кругом невезучий — в любви, в отцовстве, в исполнении наследственных обязанностей», — писала об этой работе актера кинокритик Наталия Басина. Много актеров в разные годы играли в кино и на театральной сцене последнего российского царя, были прекрасные работы, но игру Анатолия Ромашина, пожалуй, можно назвать одной из лучших. И хотя после этого фильма он снялся еще в множестве других картин, но больше, к сожалению, подобных, глубоких ролей сыграть ему не довелось. После выхода «Агонии» друзья переименовали Ромашина в Романова и в шутку называли его «Ваше Величество». А ведь роль Николая II давалась ему очень нелегко, он боялся сфальшивить, не раскрыть образ, переживал, что картину будут плохо принимать. Но опасения были напрасными.
По воспоминаниям коллег актер был очень добрым, доверчивым и ранимым человеком. «Всему виной его несоветская — интеллигентная и аристократическая — внешность, — говорил режиссер Константин Худяков, который снял Анатолия Ромашина в фильмах «Успех», «Самозванцы», «Смерть в кино». — Бывает, что человек выглядит, как граф, а рот откроет — дворник. А Толя соответствовал своему внешнему виду. Для очень близких друзей он в этом смысле иногда был даже смешон, а люди, которые его не знали, считали его надменным, гордецом — всегда с прямой спиной, безукоризненными манерами. Мы с ним объехали полмира, я снимал его и в Англии, и в Америке. В Лондоне в Букингемском дворце он общался с хранителем королевской коллекции. И Толя, который не знал по-английски ни одного слова, кроме «good bye» и «how do you do», очень гордо общался с этим лордом и сам при этом выглядел, как лорд».
В последние годы своей жизни Анатолий Ромашин был бодр, полон сил, снимался в кино, играл в театре — в «Школе современной пьесы» и в Театре Луны, преподавал во ВГИКе. Попробовал он себя и в качестве кинорежиссера: снял фильм «Без надежды» с участием своих студентов. У него была молодая жена и маленький сын. Ромашин готовился к своему 70-летнему юбилею, который 1 января 2001 года должны были отмечать в Театре Луны премьерой спектакля «Метеор» с ним в главной роли. Но у судьбы насчет каждого человека свои планы. Жизнь Анатолия Ромашина оборвала трагическая случайность. 8 августа 2000 года на него упала огромная сосна, которую он срезал бензопилой на своей даче.
После гибели актера в его родном Театре Луны была учреждена актерская премия его имени «Ромашка», которая вручается каждый год.