Инна Чурикова: «Я всегда мечтала играть мужские роли — Гамлета, Мышкина»
От Бабы-яги до Жанны д’Арк. Каждая роль Инны Чуриковой — уникальный образ. Сама актриса признается, что ей было бы интересно сыграть мужские роли, а особенно — Гамлета и князя Мышкина.
Начало
Потребность в публике и самовыражении Инна Чурикова ощутила еще в детстве, хотя семья у девочки была не творческая. Родители работали в сельхозакадемии — сначала в башкирском городе Белебее, где родилась Инна, а затем в Подмосковье и Москве.
Впервые на сцену Чурикова вышла в детском летнем лагере, а театральный опыт получала в молодежной студии при Театре имени Станиславского. Пошла за компанию с подружкой, которой, к слову, в приеме отказали. И хотя руководители Лев Елагин и Александр Аронов предрекали ей блестящее будущее, с театральным вузом сложилось не сразу.
Сказочный успех
В Школу-студию МХАТ молодую актрису не приняли, а поступила она в училище имени Щепкина. Первые кинороли Инны Чуриковой пришлись на студенческие годы — картина «Тучи над Борском» 1960 года, эпизод в фильме «Я шагаю по Москве» в 1963-м и роль Марфуши, которая принесла первую известность характерной актрисы. Попала на съемочную площадку к Александру Роу студентка случайно. Изначально роль Марфушечки-душечки должна была сыграть Тамара Носова, но в институтских коридорах ассистент режиссера увидела Чурикову и привела ее на съемочную площадку. На пробах обе актрисы грызли орехи. Чурикова зубов не жалела — и показалась режиссеру убедительнее.
«В Инне Чуриковой мне интересна ее неповторимость. Она необыкновенно выразительна. Я верю каждому ее движению, взгляду. Верю ее глазам. Никогда не забуду, как она угощала своего любимого: «Ешьте, это птица», как держалась, смотрела на него. И — делалась красивой! Талант делает человека красивым».
Условия съемок сказки были далеки от сказочных. Действительно замерзая от холода на Кольском полуострове в момент знакомства с «Морозко», актрисе пришлось без единой слезинки грызть вместо яблок лук, который положил в корзину экономный реквизитор. Киносказка попала в прокат Великобритании, ГДР, США, Мексики, Финляндии, Чехии. Посол Чехословакии Ярослав Башта за роль Марфушечки вручил Чуриковой серебряную медаль Масарика. Сама же актриса, увидев снятый фильм, расстроилась и решила больше в кино не сниматься.
Но экранная судьба на тот момент складывалась легче театральной. Предлагали пусть роли и небольшие, но в фильмах интересных и с достойным актерским составом: «Стряпуха», «Тридцать три», «Старшая сестра», «Неуловимые мстители».
Лиса, Баба-яга… Жанна д’Арк
Театр для себя Инна Чурикова нашла не сразу. В итоге это оказался столичный ТЮЗ. Была и серьезная психологическая роль в спектакле «За тюремной стеной». Но в первую очередь — три года образов для юного зрителя. Приходилось и Лисой на сцену выходить в «Зайке-зазнайке», и Бабой-ягой в «Двух кленах».
После того как сняли телеверсию по пьесе Шварца, Глеб Панфилов пригласил Инну Чурикову в свой дипломный фильм «В огне брода нет» на главную роль — медсестры Тани Тёткиной. Начинающий режиссер искал естественность, непосредственность, правдоподобность — и увидел глаза Инны Чуриковой. Фильм получил главный приз фестиваля в Локарно, а творческий союз режиссера и актрисы стал со временем союзом семейным.
Еще одна Баба-яга, но уже в фильме «Начало». Паша Строганова — играющая в самодеятельном театре. Провинциальная девушка, в которой режиссер разглядел Жанну д’Арк. История почти автобиографическая, о чем и говорят фотографии Чуриковой в картине. Сценарий создавался специально для нее.
Но не все планы удавалось воплотить. Актриса и режиссер уже тогда задумали большой фильм про Орлеанскую деву. Был и сценарий, и образ Жанны, вошедший в «Начало». Но большой фильм о ней так и не состоялся. Сама же киноистория на стыке эпох стала настоящей сенсацией. Чурикову называли лучшей актрисой года, она получила «Золотого льва святого Марка» Венецианского фестиваля.
Продолжение
«Начало» — это признание в любви режиссера Глеба Панфилова своей музе Инне Чуриковой», — написано на официальном сайте режиссера, и, в отличие от Паши, Инна не знала, что такое, когда предложений на новые съемки нет, из-за слишком уж «специфической внешности».
«…Лицо Инны, ее глаза, ее талант, ее внутренний трагизм и внутренняя сила — это нечто особое. Если вы видели ее в театре, то могли ощутить, что даже на сцене у нее есть крупный план. Причем не только визуальный крупный план, когда с балкона видны ее глаза. Хотя, естественно, я не вижу их так, как вижу на экране. У нее есть феноменальный дар — «крупный план» голоса. Ее голос соответствует силе и неповторимости ее взгляда, выражению ее лица. Все вместе дает поразительный эффект».
«Прошу слова», «Васса», «Ребро Адамово», «Курочка Ряба», «Курьер», «Плащ Казановы», «Идиотъ»… Инна Чурикова снималась у разных режиссеров. Много и успешно. Вера Николаевна из «Военно-полевого романа» была признана лучшей женской ролью 34-го Берлинского кинофестиваля. В 1984 году в основной программе состоялась премьера фильма, а Инна Чурикова получила «Серебряного медведя». Показывая фокусы, когда хочется плакать. Будучи экранной женой Нетужилина или того самого Мюнхгаузена, актриса превращает любую роль если не в главную, то в яркую и заметную.
Время «Ленкома»
В 1974 году Инна Чурикова пришла в «Ленком». В спектакле «Тиль Уленшпигель» сыграла сразу трех героинь — любимых девушек Тиля. Успех комедии по пьесе Шарля де Костера в постановке Марка Захарова превзошел все ожидания. И на многие годы «Тиль» с Николаем Караченцовым и Инной Чуриковой стал одной из визитных карточек «Ленкома».
«…Я бесконечно благодарен Инне Михайловне за наш долгий совместный путь. Я многому научился у этой великой актрисы. Ее божественные импровизации, где высокая трагедия парадоксальным образом соседствует с комедийной стихией, легли в основу многих спектаклей «Ленкома». Спасибо».
Последовали и новые роли: Офелия и Гертруда в «Гамлете», Антонида Васильевна в постановке «Варвар и еретик», Аркадина в «Чайке», Фекла Ивановна в «Женитьбе», Филумена в «Городе миллионеров», Алиенора Аквитанская в «Аквитанской львице», жена по найму в спектакле «Tout paye, или Все оплачено». Инна Михайловна оставляла сцену лишь на год, когда у них с Глебом Панфиловым родился сын. Иван тоже мечтал стать актером, но выучился на дипломата. И все же в 2008 году снялся в картине отца «Без вины виноватые» вместе с мамой, Инной Чуриковой. Как раз тот случай, когда кино — дело семейное.