Из реквизиторов — в дамы
Ия Саввина не имела актерского образования — и при этом стала одной из самых востребованных актрис своего времени. В 1960 году она сыграла Анну Сергеевну в фильме Иосифа Хейфица «Дама с собачкой» и после премьеры, как говорится, проснулась знаменитой. На Каннском фестивале, где был показан фильм Хейфица, дебютантка Саввина была удостоена специального приза. С того момента, кажется, уже невозможно представить себе героиню чеховского рассказа в ином обличье. Красивая какой-то особой, строгой красотой, Анна Сергеевна в исполнении Саввиной изводила себя стыдом и вместе с тем лучилась тихим счастьем. Даже черно-белая пленка передавала особый эффект саввинского взгляда: светлые глаза актрисы испускали сияние, преображали ее простую, неброскую внешность.
Как же попала непрофессиональная актриса в кино? История вполне сказочная. Студентка журфака МГУ Ия Саввина очень любила театр и в какой-то момент решила попробовать свои силы в университетской любительской труппе. По одной из версий, актрису в ней там поначалу не увидели и предложили занять должность заведующей реквизиторским цехом… Но постепенно Саввина стала появляться в спектаклях — например, в постановке по пьесе чешского драматурга Павла Когоута «Такая любовь». Однажды на спектакль пришел Алексей Баталов, утвержденный на роль Гурова в фильме «Дама с собачкой», увидел тоненькую девушку с «акварельным» лицом и решил показать ее Хейфицу. Режиссер поразился тому, как похожа оказалась Ия Саввина на Анну Сергеевну из иллюстраций Кукрыниксов к чеховскому рассказу. В общем, случилось классическое чудо: никому не известную девушку утвердили на главную роль.
Примечательно и то, что профессиональный театр также распахнул двери перед Саввиной. В том же году она стала актрисой Театра им. Моссовета, располагавшего тогда одной из самых звездных трупп в стране. Первое, что пришлось там сделать Саввиной, — ввестись на роль, которую несколько лет играла Любовь Орлова в спектакле «Нора»… Любовь Петровна поддержала, ободрила преемницу, и дебютный для Саввиной спектакль на профессиональной сцене прошел хорошо. В последующие годы она сыграла в Театре им. Моссовета Соню Мармеладову в знаменитом спектакле «Петербургские сновидения», Фэрри в «Странной миссис Сэвидж» (в работе над этим спектаклем окрепла их дружба с Фаиной Раневской), учительницу Гусарову в спектакле «Аплодисменты» и многие другие роли. В 1977 году Ия Саввина перешла во МХАТ. Там были роли в спектаклях Олега Ефремова по пьесам Чехова (Полина Андреевна в «Чайке», Войницкая в «Дяде Ване»), Вампилова (жена Саяпина в «Утиной охоте»), Рощина (Лиззи в многострадальном спектакле-долгострое «Перламутровая Зинаида»). В Художественном театре актриса служила до конца жизни.
Киносудьба Ии Саввиной принесла ей удивительно разноплановые роли. Конечно, ярче других в нашей памяти хромоножка Ася из экспериментального фильма Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», Долли из «Анны Карениной» Александра Зархи, противная Аникеева из «Гаража» Эльдара Рязанова, жена главного героя из «Частной жизни» Юлия Райзмана. В книге «Аплодисменты» Людмила Гурченко писала: «Действительно, Ия Саввина абсолютно лишена всех внешних признаков «артистического», она — из редких актрис, умеющих, почти не меняя облика, стать изнутри другим человеком». И не только человеком — добавим мы, вспомнив Пятачка из мультсериала Федора Хитрука. Ведь образ писклявого поросенка стал таким ярким во многом благодаря озвучившей его Ии Саввиной! Она подарила этому персонажу характер и манеру речи своей подруги — знаменитой поэтессы Беллы Ахмадулиной.