Я сама
Не имея профессионального образования, Вера Глаголева стала востребованной и популярной актрисой, а потом и кинорежиссером. В 1986-м читатели журнала «Советский экран» назвали Глаголеву лучшей актрисой года — за роль взбалмошной журналистки Лены в фильме «Выйти замуж за капитана».
Кого бы ни играла Глаголева, ее интонация доверительна, зритель безоговорочно принимает каждую ее героиню. Может, как раз и оттого, что природный ее талант не подвергся искусственной огранке. Сквозь годы пронесла она неброскую, но такую редкую, изысканную индивидуальность. Ее героини сочетают в себе женственность и самостоятельность. Актерская карьера Глаголевой разогналась ко второй половине 80-х — в то время тема женской независимости была чрезвычайно актуальна. «Неприкаянная и неустроенная молодая женщина с неженской профессией, беззащитная и ершистая, из тех, что превыше всего ценят свою независимость и от нее же втайне страдают, отчаянно нуждаясь в крепком мужском плече, — такова фотокорреспондентка Лена из фильма «Выйти замуж за капитана», самая известная роль Веры Глаголевой в восьмидесятые», — писала киновед Наталья Сиривля в «Новейшей истории отечественного кино».
Дальше — больше. Кино 90-х не могло обойти вниманием новые лихие реалии и такой социальный типаж, как бизнес-вумен. Вера Глаголева сыграла банкиршу в фильме Тиграна Кеосаяна «Бедная Саша», наследницу судоходной империи в картине с замечательным названием «Женщин обижать не рекомендуется» (режиссер — Валерий Ахадов). А в фильме «Я сама» ее героиня решила взяться за оружие и отомстить убийцам мужа. Хрупкость облика Глаголевой создавала удивительный контраст с упрямством и смелостью этих женщин.
В 1990-м Вера Глаголева дебютировала как режиссер с картиной про безработных актеров «Сломанный свет». В 2009-м вышел еще один ее фильм «Одна война», посвященный закрытой в течение многих десятилетий теме советских женщин, родивших детей от немецких солдат в годы Великой Отечественной войны. Картина имела большой резонанс и была отмечена призами многих отечественных и международных кинофестивалей. «Заслужить похвалу от людей, переживших войну, было особенно приятно, — признавалась Вера Глаголева. — Сейчас и в литературе, и в кино появляются честные произведения о войне. И мой фильм в этом смысле отнюдь не является пионером. Картина, мне кажется, очень тактична. Мы никого не черним и никого не обеляем. Мы просто показываем, что было и такое».
Ну а в 2014-м Вера Глаголева сняла фильм «Две женщины» по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Внимание к картине было привлечено задолго до премьеры. Состав исполнителей поражал еще на стадии создания фильма. Глаголевой удалось заманить звезд европейского кино: француженку Сильви Тестю, германского актера Бернда Мосса. А роль Ракитина исполнил Рэйф Файнс, известный поклонник русской классической литературы. Да и отечественные актеры были собраны в картине первоклассные: Александр Балуев, Анна Астраханцева, Лариса Малеванная, Сергей Юшкевич, Василий Мищенко. «Месяц в деревне» мог бы стать важной вехой в актерской карьере Веры Глаголевой. В 1977 году ее приглашал в свой спектакль на роль Верочки сам Анатолий Эфрос. Незадолго до того он снимал молодую киноактрису в своем фильме «В четверг и больше никогда». Однако от дебюта на сцене Театра на Малой Бронной Глаголева отказалась — испугалась ответственности. «Тогда я не представляла себя театральной актрисой. Я была просто активным зрителем», — вспоминала она. Позже Вера Глаголева играла на сцене, в антрепризных спектаклях. Об отказе играть у Эфроса жалела, но в целом считала, что с режиссерами ей как актрисе везло. И то правда — Глаголева снималась у Родиона Нахапетова (с его фильма «На край света…» началась в 1975 году ее жизнь в кино), Семена Арановича, Виталия Мельникова, Константина Худякова, Эфроса. Именно этот опыт и позволил ей самой стать режиссером.