Эдуард Пичугин: «Я верю в кино завтрашнего дня»
Картина «Три дня до весны» киностудии «Ленфильм» рассказывает об одном из самых тяжелых периодов блокады Ленинграда — зиме 1942 года.
В эксклюзивном интервью порталу «Культура.РФ» генеральный директор киностудии Эдуард Пичугин рассказал об особенностях создания фильмы, жизни петербургской киностудии и о том, что нужно российскому кинематографу для появления успешных картин.
— Эдуард Анатольевич, расскажите нам немного о фильме «Три дня до весны». Почему именно тема блокады, войны?
— Во время Великой Отечественной войны произошло несколько знаковых событий — трагических и героических: Сталинградская битва (фильм «Сталинград», кстати, снимали в том числе и на «Ленфильме») и блокада Ленинграда. Война коснулась всех и каждого, и мы обязаны передавать будущим поколениям ее правду, верно интерпретировать то, что пришлось пережить нашим дедам и прадедам.
Такого кино, как «Три дня до весны», — правдивого, исторически достоверного — не хватает. «Ленфильм» как государственная компания выполняет свою миссию, возрождая и передавая будущему поколению традиции отечественного художественного кинематографа, на котором мы были воспитаны.
Возможно, с точки зрения коммерческой это не самая благодарная работа: жанр военной драмы, по сути, не пользуется большим спросом. Но это подарок нашим дедам, ветеранам ко Дню Победы — они и выступили консультантами картины. И те специальные показы для ветеранов, в том числе в день снятия блокады, а также их отзывы говорят о том, что подарок принят с благодарностью. Сегодня наш фильм, не имея серьезной маркетинговой поддержки, уже получил более 400 экранов для проката.
— Вы собираетесь выпустить целую серию фильмов о войне. Можете уже сейчас рассказать, каким событиям будет посвящен следующий фильм?
— Да, это первая картина из задуманной трилогии. Второй фильм расскажет о стоицизме и непреклонности духа защитников Ленинграда. Это и героизм военнослужащих, роты особого назначения, о которых никто никогда не снимал кино, а также каждодневный подвиг гражданского населения, несгибаемость которых уже давно стала легендой. Очень хочется создать яркие, проникновенные картины для молодого поколения, показать историю войны через образы и характеры людей, преодолевших неимоверные, нечеловеческие трудности на грани жизни и смерти. Нам важно сохранение исторической правды, и, пока живы участники тех событий, мы должны донести эту правду до новых поколений.
— Еще несколько лет назад киностудия пребывала в тревожном состоянии: большие задолженности, оборудование старое, фильмы практически не выпускались. Что-нибудь удалось улучшить? Чем сегодня живет «Ленфильм»?
— Изначальная задача состояла в том, чтобы сохранить киностудию, и мы с этим справились, несмотря на сложности. Киностудия работает стабильно, полным циклом обеспечивает как собственное производство, так и сторонние компании: в прошлом году было обслужено около 165 проектов. Конечно, хотелось бы, чтобы собственного производства было больше. Участвуем во всех конкурсах на субсидии: в прошлом году представили пять заявок на конкурс Министерства культуры, поддержку получили по двум проектам.
В совместных проектах мы вкладываемся мощностями студии — например, оборудованием. Это тоже наша работа. Из зрительского кино, снятого на «Ленфильме», вслед за «Тремя днями до весны» 18 мая на экраны выходит «Птица». Этот фильм с участием популярных актеров уже взял много призов на международных фестивалях, завоевав Гран-при в Мумбаи, Индия. Сейчас картина отправляется на МКФ в Италию, Китай и в Америку. Это дебютная картина. Одна из наших задач — выпускать хотя бы по одному дебюту в год, готовить смену нашим мастерам. Как правило, режиссер-дебютант — единственный новичок в съемочной группе, все остальные — уже достаточно опытные люди. Опытные профессионалы помогают «стать на крыло» постановщику первого фильма.
У нас на «Ленфильме» существует лицензированная школа повышения квалификации по ряду профессий, мы получаем также поддержку и от иностранных партнеров — к примеру, французская компания «MAQPRO» предоставила нам бесплатно весь материал для гримерных курсов. На базе нового оборудования проходят мастер-классы, привлекающие внимание опытных операторов и мастеров цеха.
— Совместное производство с российскими компаниями или с иностранными тоже?
— Сейчас мы ведем переговоры с американцами и с итальянцами по нескольким проектам, и, если удастся заключить договор, съемки начнутся в июне с итальянской командой, в июле — с американской. Это первый такой проект.
— Скажите, кроме участия в конкурсах, каким еще образом находятся деньги на кино?
— Мы используем и собственные средства, но больше всего нам помогает город, предоставляя субсидии и информационную поддержку. Губернатор лично участвует в художественном совете «Ленфильма», в совет директоров студии он назначил своего заместителя, а в ближайшей бюджетной поправке, за которую предстоит проголосовать Законодательному собранию, поддержка проектов «Ленфильма» внесена отдельной строкой.
Киностудия является одним из символов города — все это понимают. Нам предоставляют возможность развития двух филиалов: в Кронштадте — территории для павильонов и цеха подготовки съемок. В Пулкове на территории более 20 га предполагается построить «Ленфильм-парк», сейчас подбираются инвесторы.
— «Ленфильм» поддерживается и как культурный центр, верно?
— Конечно. Территория «Ленфильма» примыкает к Александровскому парку. Город развивает проект реконструкции Александровского парка от Петропавловской крепости до «Ленфильма», создавая новое общественное, культурно значимое место на карте города. На «Ленфильме» расположен культурный центр с кинозалом и музеем, привлекающим внимание петербуржцев и гостей города. В прошлом году «Ленфильм» принял участие в «Ночи музеев», заняв пятое место среди городских музеев. Более 6000 гостей пришли в ту ночь на «Ленфильм» — это высокий показатель даже для музея с историей, а наш музей еще очень молод. Значит, мы правильно все делаем в интересах города.
— В советское время на «Ленфильме» выходило множество замечательных фильмов — сейчас это киноколлекция студии. Как вы думаете, в чем был секрет успеха таких фильмов, как «Чапаев», «Свадьба в Малиновке», «Золушка», «Начальник Чукотки»?
— Секрет успеха — в понимании зрительских ожиданий и жанровом разнообразии. «Ленфильм» всегда славился своей особой школой, здесь трудились прекрасные драматурги, режиссеры, актеры. В прежние времена снимали больше фильмов. Возьмите коэффициент выдающихся картин в Голливуде — это около 10%. В советское время «Ленфильм» снял более 1500 фильмов, а золотую коллекцию составляют всего 126 картин!
В мире кино существуют свои законы и правила. Хотите получить как можно больше шедевров — запускайте больше фильмов, ищите новые имена, пробуйте разные жанры! Работа над большим художественным кино объединяет специалистов около тридцати специальностей. Просто необходимо снимать больше и давать для этого больше возможностей, шансов.
— В каком состоянии находится сегодня российский кинематограф? Сможет ли он когда-нибудь конкурировать с западным?
— Взгляните на тенденцию последних пятнадцати лет — отечественное кино последовательно развивается. Появляются сильные картины, которые выходят в прокат за рубежом. Тот же «Сталинград» — картина впервые за весь постсоветский период попала не только на фестивали и конкурсы, но на безбрежный китайский рынок — под нее было расписано 7000 кинозалов, 350 кинозалов IMAX. Это говорит о том, что потенциал у нашего кино, безусловно, есть.
Однако не стоит ждать быстрых результатов. Успехи придут в свое время, если государство не ослабит поддержку этой важнейшей отрасли.
Очень не хватает и кинозалов. Когда будет построено больше кинотеатров, зритель сможет прийти и проголосовать за любимый фильм рублем, который вернется в производство и позволит отечественному кино конкурировать и с Голливудом, и с Болливудом.
В прошлом году мы поддержали дебют выпускницы ВГИКа — сегодня это картина «Птица», уже получившая 24 приза. Задача в том, чтобы продолжать поддерживать кино, помогать открывать новые имена, давать талантливым ребятам работу, делать из них звезд завтрашнего дня.
— В 2016 году было подписано соглашение о квотах на отечественное кино — 20% от проката кинотеатров. Насколько это справедливо по отношению к иностранному кино и поможет ли отечественному?
— Это был шаг обдуманный и правильный. Пусть кинотеатры сегодня не государственные, а частные, их владельцы идут в ногу со временем и, как патриоты, понимают, что подписаться под такими обязательствами можно и нужно.
Другое дело — объем производства сегодня такой, что он не позволяет заполнить больший процент залов. Хочется, чтобы объем поддержки увеличился, тогда мы и сможем заполнить экраны нашей продукцией, потому что евразийский зритель хочет видеть наши картины. Наш зритель привык читать книгу, а не разглядывать комикс, так и в нашем кино — оно для зрителя. Есть, конечно, и эксперименты, и фестивальное кино, но главное — наращивание производства качественного зрительского кино!
— У вас интересная биография. Занимаясь ранее недвижимостью и строительством, вы переключились на сферу кино. Чем она вас так привлекла?
— Давно это было… Помню, как однажды, более 20 лет назад, мои товарищи попросили дать в долг на съемки фильма. Деньги дал, кино сняли. В итоге получил кассету и увидел, что это такое. Потом через какое-то время мы с товарищем задумались — с чем войти в новое тысячелетие. Так в 2001 году мы открыли в Санкт-Петербурге самый северный в мире автокинотеатр — «Фара». Раньше в нашей стране кинотеатров такого формата не было.
Потом совершенно случайно, принимая во внимание мой опыт инвестиционного банкира, меня попросили подключиться к проекту «Роскинопрокат». Это меня заинтересовало, я познакомился с министром культуры Михаилом Швыдким, который мне тогда сказал, имея в виду кино: «Эдик, это заразно», но я ему, правда, не поверил. Затем ваш покорный слуга построил первую сеть кинотеатров «Кронверк Синема» в Петербурге. Потом, уже будучи председателем совета директоров «Ленфильма», предложил в 2012 году программу его развития. Министерство культуры ее рассмотрело и предложило мне возглавить киностудию. С этого момента пришлось разобраться и в специальности «продюсирование». В «Трех днях до весны», кстати, мне довелось выступить в качестве генерального продюсера. Пришло понимание социального, психологического портрета нашего зрителя, продвижения картины, ее дистрибуции.
— Что для вас значит хорошее кино? Как вы отличаете хорошее кино от плохого?
— Качественное кино складывается из огромного числа компонентов. Прежде всего, это хорошая история, добротный сценарий. Хорошую историю ты чувствуешь, ты видишь ее сразу. Появляется желание такое кино пересмотреть. Оно не отпускает, заставляет думать, сопереживать. Даже музыка не отпускает. Затем — правильно выбранный жанр, актеры, оператор и далее по списку. Я люблю и драму, и комедию, и анимацию. Главное — чтобы это ложилось на чувства, затрагивало душу.
Но ведь есть кино сильное, но тяжелое — которое не хочется пересматривать, как минимум сразу. Это же не значит, что оно плохое.
Яркий пример, исключение из всех правил, фильм-событие — «Трудно быть богом». Я его рекомендую студентам разбирать на кадры, пересматривать в учебных, познавательных целях, — это не то кино, которое нужно смотреть с бокалом шампанского, и уж тем более с попкорном. Если есть кино, созданное для отвлечения зрителя от бытовых проблем, то эта картина — ровно наоборот: это как прийти в огромную библиотеку, погрузиться в мир размышлений и часа три работать.
— Нужно ли быть как-то подготовленным к просмотру кино?
— Если это военная драма, то как минимум стоит отказаться от попкорна — просто прийти, посмотреть и потом уже делиться впечатлениями. Разумеется, есть и развлекательное кино: с попкорном, напитками, где можно отвлекаться на обсуждения, эсэмэски и так далее. Но все-таки кинотеатр — это место, где между экраном и зрителем устанавливаются какие-то особые отношения…
— Какое кино вы любите?
— Зависит от настроения, как и у каждого человека. Конечно, мне нравится хорошее кино. Просто не хочется тратить время на какую-то жвачку, ведь время, как известно, самый ценный ресурс. Мне нравятся фильмы любых жанров, даже мультики люблю.
— Возвращаясь к молодым кинематографистам, скажите, как им быть? Каждый год выпускается столько специалистов, а киностудии выпускают мало фильмов…
— Зачастую наши коллеги по совместному производству рекомендуют нам студентов и учащихся — они составляют около 10% съемочной команды. У нас хорошие отношения и со ВГИКом, и с Санкт-Петербургским университетом кино и телевидения. Мы принимаем студентов на практику, к нам приходят волонтеры. Мы в принципе относимся с большим вниманием к тем, кто тянется к кинематографу. Если человек не может без кино, он найдет работу в этой области, ведь кроме кинофабрики есть ещё телевидение, новые медиа.
С момента возрождения киностудии мы создали форум-кинофестиваль «Сталинградская сирень» в Волгограде; в августе-сентябре пройдет пятый по счету Международный кинофестиваль в Якутске — он уже значится отдельной строчкой в бюджете Республики Саха. Мне приятно, что за годы, что я возглавляю этот фестиваль, нам удалось поддержать и якутское кино. Картина прошлого фестиваля — «24 снега» — стала событием в кинематографе мировом, все заговорили о феномене якутского кино. Ксению Баскакову, режиссера «Птицы», мы как раз и нашли в Якутске, увидев ее студенческую работу. Для дебютанта главное — занимать активную жизненную позицию, творить, выдумывать, пробовать.
Мы обязательно эти таланты увидим, потому что сами занимаем активную жизненную позицию и стараемся работать во всех направлениях. И находя что-то новое, тут же привлекаем эти таланты к работе. Наметившийся ручеек становится всё больше похожим на реку: бывшие петербуржцы, уехавшие в столицу в поисках работы и славы, возвращаются в Петербург, ищут пути самореализации. Значит, все делается правильно. Я верю в кино завтрашнего дня.
Беседу вела Людмила Котлярова