Как отечественное кино покоряет Венецию
В основном конкурсе нынешнего, 73-го фестиваля — картина Андрея Кончаловского «Рай». А в конкурсе «Венецианская классика» — фильмы «Очи черные» Никиты Михалкова и «Сталкер» Андрея Тарковского. Им предстоит соревноваться со знаменитыми картинами Вуди Аллена, Акиры Куросавы и других великих режиссеров. Оригинальный конкурс шедевров придумали в Венеции несколько лет назад, и в нем уже поучаствовали несколько отреставрированных советских картин.
В преддверии открытия очередного МКФ в Венеции предлагаем пересмотреть фильмы, в разные годы отмеченные наградами престижного киносмотра.
«Путевка в жизнь» Николая Экка, первый отечественный звуковой фильм, была показана на первом Венецианском кинофестивале, который был проведен в 1932 году по настоянию Бенито Муссолини. Призов в тот раз еще не давали, но зрители приняли советскую картину чрезвычайно хорошо.
«Пышка» Михаила Ромма, «Новый Гулливер» Александра Птушко, «Веселые ребята» Григория Александрова вошли в коллекцию новых советских фильмов, представленную на МКФ в Венеции 1934 года. Эта внушительная подборка была отмечена призом за лучшую национальную кинопрограмму.
Музыкальная комедия Григория Александрова по сценарию Александра Раскина и Мориса Слободского «Весна» принесла авторам приз за лучший сценарий, а масштабный исторический фильм Всеволода Пудовкина «Адмирал Нахимов» был отмечен призом за лучшие массовые сцены — таков был улов советского кино на киносмотре в 1947 году.
В 1953 году члены жюри Венецианского фестиваля разделили восхищение советских зрителей умением Александра Птушко сказку сделать былью: фильм «Садко» был награжден важным венецианским призом — «Серебряный лев».
Через два года, в 1955-м, «Серебряный лев» фестиваля вновь уехал в СССР: награда была присуждена команде фильма Самсона Самсонова «Попрыгунья».
Венецианский МКФ 1962 года — важная веха в истории отечественного кино. На нем зажглась звезда Андрея Тарковского. С первым полнометражным фильмом, снятым в довольно экстремальных условиях, молодой режиссер приехал на знаменитый международный кинофестиваль и абсолютно покорил искушенную публику, а также, конечно, членов жюри. Картина «Иваново детство» получила главный приз фестиваля — «Золотого льва святого Марка». С тех пор за каждый фильм Тарковского вступали в бой отборщики крупнейших фестивалей мира. Бороться им приходилось не только друг с другом, но и с советскими киноначальниками — тогда именно они решали, выпустить ли фильм за рубеж…
В 1964 и 1965 году Специальный приз жюри фестиваля уходил к советским картинам — важнейшим для нашего кино, переживавшего оттепельный взлет. «Гамлет» Григория Козинцева и фильм Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» были отмечены в Венеции.
В конкурсе фильмов для детей в 1966 году победил Александр Митта с фильмом «Звонят, откройте дверь».
На фестивале 1971 года Глеб Панфилов получил «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу — фильм «Начало». На следующий год Серебряный приз конкурса дебютов «Венеция — молодежь» получила Лариса Шепитько за картину «Ты и я».
ГЛАВНЫЙ ПРИЗ! На сегодняшний день четыре отечественные картины отмечены главным призом Венецианского кинофестиваля: «Иваново детство» Андрея Тарковского, «Урга — территория любви» Никиты Михалкова, «Возвращение» Андрея Звягинцева и «Фауст» Александра Сокурова.