Карен Шахназаров. Человек — «Мосфильм»
Как ни странно, у Карена Шахназарова не такая уж большая режиссерская фильмография: на его счету сейчас 16 фильмов. Но среди этих картин нет ни одной проходной, все они отмечены оригинальным, индивидуальным шахназаровским почерком; их отличает своеобразный стиль — легкая ирония, мягкий и добрый юмор, мудрость. Почти все его фильмы хочется пересматривать снова и снова. Но кроме своей режиссерской и продюсерской деятельности Карен Георгиевич Шахназаров, безусловно, войдет в историю отечественного кинематографа как человек, возродивший «Мосфильм».
С «Мосфильмом» вообще связана вся его жизнь. Сюда он пришел после окончания режиссерского факультета ВГИКа, здесь в 1979 году дебютировал своей первой картиной «Добряки», тут снимал все свои фильмы. Он застал золотые годы, расцвет киностудии, и пришел ей на помощь, когда «Мосфильм» был в упадке. В тяжелые 90-е на «Мосфильме» действительно было жутко, кино не снималось, павильоны стояли пустые, все профессионалы разбредались кто куда: надо же было как-то жить, зарабатывать. Вот таким «Мосфильм» достался Карену Шахназарову, когда в 1998 году его назначили генеральным директором киноконцерна. Начинать пришлось практически с нуля. Но ему все удалось. Творческий человек, режиссер Шахназаров показал себя и очень хорошим хозяйственником.
«Нам фактически удалось полностью реконструировать «Мосфильм», — рассказывает Карен Георгиевич. — Во всех деталях, которые, может быть, не видны человеческому глазу. «Мосфильм» — очень сложное технологическое предприятие. Сделано многое, начиная от крыш и заканчивая электрикой. Связь, тепло, трубы. Главное, конечно, что нам удалось модернизировать студию, у нас ничего не осталось от прежнего оборудования. Сейчас все на «Мосфильме» действительно высокого класса. И я бы сказал, что сегодня «Мосфильм» с этой точки зрения не уступает никому в мире. А пожалуй и превосходит». Действительно, сегодня киноконцерн «Мосфильм» — ведущее российское кинопроизводственное предприятие. Здесь снимаются кино и телефильмы, телепрограммы и телешоу; «Мосфильм» оказывает все услуги по кинопроизводству: здесь работают курсы, которые готовят всех специалистов съемочного процесса.
Между прочим, в режиссуру Карен Шахназаров попал, можно сказать, случайно. Он с детства увлекался живописью, ходил в художественную школу и подумывал о поступлении на художественный факультет ВГИКа. Остановило его лишь то, что туда требовалось среднее специальное образование, которого у Карена Георгиевича не было. Ну а для режиссерского факультета ВГИКа нужен был только аттестат о среднем школьном образовании. Выбор был сделан, и сейчас можно только порадоваться тому, что он оказался столь удачным. «Киномир казался привлекательным, загадочным, но истины я не понимал, — вспоминает Карен Шахназаров. — Но как ни странно, получил то, что хотел в свои двадцать лет. Закончив институт, пришел работать на «Мосфильм». Два года был ассистентом у своего учителя Игоря Васильевича Таланкина. Потом работал в объединении Георгия Николаевича Данелии. И это стало школой. Сценарий фильма «Мы из джаза» я с Сашей Бородянским переписывал десять раз. Данелия постоянно вносил поправки. Сегодня меня уже никто не заставляет переделывать сценарии, но благодаря урокам Данелии я знаю, что сценарий невозможно изготовить за два дня. И за две недели тоже. Хотя, казалось бы, подумаешь, всего 60 страниц».
Искрометные «Мы из джаза» принесли в 1983 году успех молодому режиссеру. А дальше был «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро», «Американская дочь» «Сны» — фильмы, без которых сейчас уже трудно себе представить историю российского кинематографа конца 80-х — начала 90-х.
Идея проводить на «Мосфильме» церемонию вручения кинопремии «Золотой орел» принадлежит Карену Шахназарову. «Я считаю, что это правильно, — говорит режиссер. — Во-первых, нигде в мире ни одна кинопремия не проводится в съемочном павильоне. Во-вторых, павильон необыкновенно удобен для этого. Здесь можно сделать что угодно, любое представление. И в-третьих, сам факт, что это первый павильон — самый большой, где снимали самые крупные советские и российские режиссеры. Конечно, в этом есть что-то волнующее».
На наше, зрительское, счастье, продюсер и гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров не бросает свою режиссерскую деятельность. Недавно он завершил съемки своего нового фильма «Анна Каренина». Работа над некоторыми эпизодами картины проходила, разумеется, на родном для Шахназарова «Мосфильме».