«Кино. Литература. Старинный костюм»
В Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке проходит выставка «Кино. Литература. Старинный костюм», организованная совместно с Музеем кино и Киностудией им. Горького. В экспозицию вошли наряды конца XVIII — начала XX века. Каждый из них неразрывно связан с историей кино. Платья, мундиры и головные уборы появлялись в таких фильмах, как «Княжна Мери» (1955), «Анна на шее» (1954), «Баллада о Беринге и его друзьях» (1970) и многих других. Почему эту выставку обязательно стоит увидеть — читайте в нашем материале.
Сегодня в костюмерной Киностудии им. Горького, откуда привезли все экспонаты, хранится одна из богатейших коллекций исторического костюма в стране. А поскольку попасть в помещения студии может далеко не каждый, выставка «Кино. Литература. Старинный костюм» действительно большая удача для всех, кто так или иначе интересуется модой. У зрителей уже был шанс посмотреть на костюмы студии в ГУМе, но тогда в экспозицию вошли как исторические, так и сказочные наряды. На этот раз подбор экспонатов строже, лаконичнее и, как ни странно, интереснее.
Во первых, экспозиция разбита на несколько блоков: отдельно здесь можно увидеть военные мундиры, платья XIX века, а также наряды начала XX столетия. Во-вторых, несмотря на подлинность экспонатов — на них сохранились даже этикетки производителей, — в костюмах есть несколько отступлений от правил, присущих определенному историческому периоду в костюме. Так, гордость выставки — камергерский мундир, в котором снимался Александр Вертинский в фильме «Анна на шее», — хранит маленький секрет, о котором нам рассказал военный историк Андрей Малов-Гра: «Обшлага у этого мундира не родные. Настоящие были утрачены, и когда вещь нужно было получить на очередные съемки, то к ней, видимо, были пришиты первые попавшиеся, а попались костюмерам обшлага с сенаторского мундира, у них другой рисунок шитья».
Тужурка студента Санкт-Петербургского политехнического института факультета государственной экономии
Кроме этого, в соседней комнате можно найти и совсем уникальную вещь.
«Есть среди экспонатов интересная тужурка. В книге о костюмах Киностудии им. Горького эта вещь описана как тужурка чиновника таможенного департамента, но на самом деле это тужурка студента Санкт-Петербургского политехнического института факультета государственной экономии», — рассказывает Малов-Гра.
По словам эксперта, эта форма, приобретенная для картины «Трое», сделана со множеством отступлений от правил, но поскольку ее носили в гражданском учебном заведении, то за вольности в покрое ее хозяина едва ли могли исключить. Видимо, кто-то из богатых студентов решил блеснуть перед товарищами, в итоге мы получили вещь, которую едва ли можно увидеть в любой другой коллекции.
У входа на выставку посетителей встречает шаль середины XIX века — непременный атрибут модных костюмов на протяжении всего столетия. Шали являлись традиционным подарком жениха невесте, независимо от сословия. Порою их стоимость была равна нескольким деревням, а процесс создания занимал несколько месяцев. Часто они были такими большими, что, глядя на портреты, сложно поверить, что драпировки, вокруг дам — это не художественное преувеличение или не часть интерьера. Шаль на выставке, появившаяся в фильме «Баллада о Беринге и его друзьях», показана в натуральную величину: три с половиной метра в длину и более полутора — в ширину, так что организаторы подарили гостям возможность оценить всю красоту этой вещи.
Большинство костюмов выставки датируются началом XX века. И гуляя по залам, можно представить себе, как быстро менялся стиль в дореволюционный период.
1900-е годы получили название «сиреневой эпохи» за многообразие пастельных тонов в одежде. Чтобы разнообразить такие костюмы, модницы нередко украшали их лентами и аппликациями. Позже в моду вошли совсем белые вещи. Летом барышни с удовольствием надевали легкие батистовые платья, убранные кружевами, поверх этого наряда красовались разнообразные накидки.
Уже в «сиреневую эпоху» начала зарождаться мода на ориентализм. Этот яркий, волнующий стиль представлен платьями для неосуществленного проекта «Щелкунчик». Сложные цветовые решения, сочетание разных видов тканей, кружево и богатая вышивка, включающая бисер, стеклярус и пайетки, — все это нередко можно было увидеть на одном изделии. От некоторых костюмов, закупленных для фильма, остались только лифы. Впрочем, и они дают представление о том, насколько необычными были эти наряды.
На платьях 20-х годов XX века, приобретенных для фильмов «Парусиновый портфель», «Пароль не нужен», «Татьянин день», легко можно разглядеть мельчайшие детали вышивки и аппликаций, а полное представление о том, как выглядели модницы и модники в это десятилетие, даст коллекция аксессуаров.
Одним из недостатков выставки можно считать отсутствие здесь нижнего белья. Модный силуэт исторического платья формировался с помощью корсета и нижних форм — турнюра, кринолина или нижней юбки. Однако корсеты, создающие необходимую форму, в этой экспозиции заменяют правильно подобранные манекены.
Выставка открыта до 30 ноября 2016 года по адресу: ул. Пречистенка, 12/2.