«Кино. Литература. Старинный костюм»

«Кино. Литература. Старинный костюм»

В Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке проходит выставка «Кино. Литература. Старинный костюм», организованная совместно с Музеем кино и Киностудией им. Горького. В экспозицию вошли наряды конца XVIII — начала XX века. Каждый из них неразрывно связан с историей кино. Платья, мундиры и головные уборы появлялись в таких фильмах, как «Княжна Мери» (1955), «Анна на шее» (1954), «Баллада о Беринге и его друзьях» (1970) и многих других. Почему эту выставку обязательно стоит увидеть — читайте в нашем материале.

«Кино. Литература. Старинный костюм»

Сегодня в костюмерной Киностудии им. Горького, откуда привезли все экспонаты, хранится одна из богатейших коллекций исторического костюма в стране. А поскольку попасть в помещения студии может далеко не каждый, выставка «Кино. Литература. Старинный костюм» действительно большая удача для всех, кто так или иначе интересуется модой. У зрителей уже был шанс посмотреть на костюмы студии в ГУМе, но тогда в экспозицию вошли как исторические, так и сказочные наряды. На этот раз подбор экспонатов строже, лаконичнее и, как ни странно, интереснее.

Во первых, экспозиция разбита на несколько блоков: отдельно здесь можно увидеть военные мундиры, платья XIX века, а также наряды начала XX столетия. Во-вторых, несмотря на подлинность экспонатов — на них сохранились даже этикетки производителей, — в костюмах есть несколько отступлений от правил, присущих определенному историческому периоду в костюме. Так, гордость выставки — камергерский мундир, в котором снимался Александр Вертинский в фильме «Анна на шее», — хранит маленький секрет, о котором нам рассказал военный историк Андрей Малов-Гра: «Обшлага у этого мундира не родные. Настоящие были утрачены, и когда вещь нужно было получить на очередные съемки, то к ней, видимо, были пришиты первые попавшиеся, а попались костюмерам обшлага с сенаторского мундира, у них другой рисунок шитья».

Камергерский мундир

Камергерский мундир

Камергерский мундир

Камергерский мундир

Камергерский мундир

Камергерский мундир

«Кино. Литература. Старинный костюм»
Тужурка студента Санкт-Петербургского политехнического института факультета государственной экономии

Кроме этого, в соседней комнате можно найти и совсем уникальную вещь.

«Есть среди экспонатов интересная тужурка. В книге о костюмах Киностудии им. Горького эта вещь описана как тужурка чиновника таможенного департамента, но на самом деле это тужурка студента Санкт-Петербургского политехнического института факультета государственной экономии», — рассказывает Малов-Гра.

По словам эксперта, эта форма, приобретенная для картины «Трое», сделана со множеством отступлений от правил, но поскольку ее носили в гражданском учебном заведении, то за вольности в покрое ее хозяина едва ли могли исключить. Видимо, кто-то из богатых студентов решил блеснуть перед товарищами, в итоге мы получили вещь, которую едва ли можно увидеть в любой другой коллекции.

У входа на выставку посетителей встречает шаль середины XIX века — непременный атрибут модных костюмов на протяжении всего столетия. Шали являлись традиционным подарком жениха невесте, независимо от сословия. Порою их стоимость была равна нескольким деревням, а процесс создания занимал несколько месяцев. Часто они были такими большими, что, глядя на портреты, сложно поверить, что драпировки, вокруг дам — это не художественное преувеличение или не часть интерьера. Шаль на выставке, появившаяся в фильме «Баллада о Беринге и его друзьях», показана в натуральную величину: три с половиной метра в длину и более полутора — в ширину, так что организаторы подарили гостям возможность оценить всю красоту этой вещи.

Шаль

Юзеф Олешкевич. Портрет молодой женщины с ребёнком.1824 год

Шаль

Шаль

Шаль

Шаль

Большинство костюмов выставки датируются началом XX века. И гуляя по залам, можно представить себе, как быстро менялся стиль в дореволюционный период.

1900-е годы получили название «сиреневой эпохи» за многообразие пастельных тонов в одежде. Чтобы разнообразить такие костюмы, модницы нередко украшали их лентами и аппликациями. Позже в моду вошли совсем белые вещи. Летом барышни с удовольствием надевали легкие батистовые платья, убранные кружевами, поверх этого наряда красовались разнообразные накидки.

Костюмы «сиреневой эпохи»

Костюмы «сиреневой эпохи»

Костюмы «сиреневой эпохи»

Костюмы «сиреневой эпохи»

Костюмы «сиреневой эпохи»

Костюмы «сиреневой эпохи»

Уже в «сиреневую эпоху» начала зарождаться мода на ориентализм. Этот яркий, волнующий стиль представлен платьями для неосуществленного проекта «Щелкунчик». Сложные цветовые решения, сочетание разных видов тканей, кружево и богатая вышивка, включающая бисер, стеклярус и пайетки, — все это нередко можно было увидеть на одном изделии. От некоторых костюмов, закупленных для фильма, остались только лифы. Впрочем, и они дают представление о том, насколько необычными были эти наряды.

10-е годы

10-е годы

10-е годы

10-е годы

На платьях 20-х годов XX века, приобретенных для фильмов «Парусиновый портфель», «Пароль не нужен», «Татьянин день», легко можно разглядеть мельчайшие детали вышивки и аппликаций, а полное представление о том, как выглядели модницы и модники в это десятилетие, даст коллекция аксессуаров.

20-е годы

20-е годы

20-е годы

20-е годы

20-е годы

20-е годы

Одним из недостатков выставки можно считать отсутствие здесь нижнего белья. Модный силуэт исторического платья формировался с помощью корсета и нижних форм — турнюра, кринолина или нижней юбки. Однако корсеты, создающие необходимую форму, в этой экспозиции заменяют правильно подобранные манекены.

Выставка открыта до 30 ноября 2016 года по адресу: ул. Пречистенка, 12/2.


Обсуждение закрыто.