Кино про кино
Кинематографическая жизнь представляется зрителям сплошным праздником, и сами кинематографисты не спешат развенчивать этот миф, что, в принципе, правильно: ощущение чуда должно сохраняться. Но все же иногда строгие работники киноиндустрии приоткрывают заветную дверцу, чтобы показать всем, как делается кино. В День кино представляем вам подборку фильмов о том, что происходит по ту сторону киноэкрана.
28 декабря 1895 года в Париже, в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок, состоялся первый в истории человечества киносеанс — братья Луи и Огюст Люмьеры показали свои первые ленты. 30 лет назад режиссер Алла Сурикова сняла фильм о первых годах кинематографа — «Человек с бульвара Капуцинов», сценарий которого, написанный Эдуардом Акоповым, до этого шесть лет пролежал на полке. Госкино тогда не согласовало «Капуцинок», поэтому в фильме бульвар переименовали. Были, правда, и другие варианты названия картины — «Приключения мистера Феста в стране боевиков» или «Я люблю Первого», но остановились все-таки на первоначальном, который, по сути дела, прекрасно выражал идею фильма. Потому что главный герой картины — мистер Фест — как раз и есть тот самый человек, поверивший в добрую сказку, придуманную братьями Люмьер, и мечтавший о том, чтобы волшебный луч кинопроектора образумил и облагородил даже диких ковбоев, и они вслед за всеми были готовы повторять: «Синема, синема, синема, от тебя мы без ума!» К сожалению, фильм «Человек с бульвара Капуцинов» оказался последним фильмом великого актера Андрея Миронова. Он ушел из жизни еще до официальной премьеры картины, но увидеть ее все же успел на одном из предварительных просмотров. Посмотрев картину, актер сказал: «Ну что ж, у меня появилось ощущение трусливого оптимизма». И это чувство, как потом выяснилось, было не обманчивым. Фильм действительно получился.
В 2017 году исполнится 70 лет знаменитому фильму Григория Александрова «Весна». Кстати, это первая картина «Мосфильма», перед которой появляется легендарный логотип со скульптурой Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», ставший фирменной эмблемой киностудии. Сюжет фильма строится вокруг съемок фильма про ученых. И тут уже вместе со зрителями чудесам кинопроизводства удивляется и ученая дама из Института Солнца Ирина Никитина, которая как две капли воды похожа на актрису Ирину Шатрову. Эта схожесть порождает массу недоразумений и комических ситуаций. И ученую, и актрису сыграла одна женщина — блистательная Любовь Орлова.
Герой фильма Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» Сергей Макаров (Олег Янковский) случайно попадает на съемочную площадку фильма, который снимается недалеко от его дома. Но приобщиться к тайнам киноискусства ему не удается — его прогоняет суровый режиссер (эпизодическая, но очень выразительная роль Никиты Михалкова).
Трагикомедию о съемках фильма снял в 2002 году режиссер Валерий Рубинчик. Его картина так и называется «Кино про кино». Режиссера в этом фильме сыграл Валерий Николаев, а его съемочную группу — Татьяна Лаврова, Евгений Стеблов, Станислав Любшин, Ольга Сутулова. Замыслам героя-режиссера, как это нередко бывает, мешает продюсер, роль которого здесь исполнил Федор Бондарчук.
Весь процесс кинопроизводства — от зарождения сценария до премьеры — показал в своем чудесном мультфильме «Фильм! Фильм! Фильм!» режиссер Федор Хитрук. Как говорил сам режиссер: «Вся эта нервотрепка, безалаберность и несогласованность, весь этот бардак — это и есть наше кинематографическое счастье». Собственно, в этом анимационном фильме есть все, что нам надо знать о кинопроцессе. В каких муках рождается сценарий, как его потом долго утверждают и переделывают, как непросто снимаются самые обычные эпизоды (особенно с участием детей), как волнуется съемочная группа в день премьеры и как для нее важны аплодисменты зрителей после финальных титров. И несмотря на все это, участники кинопроизводства готовы проходить этот путь снова и снова, ибо, как поется в замечательной песенке из этого мультфильма, «Профессий много, но — прекрасней всех КИНО! Кто в этот мир попал, навеки счастлив стал».