Киноджаз

Киноджаз

История джаза началась в конце XIX века в США. Вообще, это музыкальное течение представляет собой синтез африканской и европейской культур, а его характерной чертой является импровизация. Стилей в джазе множество, за все годы своего существования он постоянно трансформировался, совершенствовался и, конечно, находил свое воплощение в различных формах искусства — и в литературе, и, разумеется, в кино.

Киноджаз

В России джаз начал распространяться в начале 20-х годов XX века. В 1922 году поэт, переводчик и танцор Валентин Парнах, вернувшись из Парижа, устроил концерт Первого республиканского джаз-банда. Разумеется, советские музыканты мало были тогда осведомлены, что такое джаз и как его играть, но, поскольку в джазе немаловажную роль играет импровизация, они справились со своей задачей неплохо. Предварительно послушали граммофонные записи американских музыкантов и на их основе создали что-то свое. И очень заинтересовали театрального реформатора Всеволода Мейерхольда, который пригласил «джаз-банду» участвовать в своих спектаклях. Эти авангардные выступления не прошли мимо знаменитых писателей-острословов Ильфа и Петрова, и они вывели их в качестве эпизодических персонажей в своих «Двенадцати стульях». Помните вооруженных «саксофонами, флексатонами, пивными бутылками и кружками Эсмарха» Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда, которые увлеченно «творили звук» в экспериментальной «Женитьбе», которую были вынуждены неоднократно посмотреть охотящиеся за бриллиантами Киса Воробьянинов и Остап Бендер?

Кадр из фильма «Мы из джаза»

Кадр из фильма «Мы из джаза»

Кадр из фильма «Мы из джаза»

Кадр из фильма «Мы из джаза»

Кадр из фильма «Мы из джаза»

Кадр из фильма «Мы из джаза»

Очень тепло, с добрым юмором и нежной иронией о первых шагах советского джаза рассказал в своей изумительной картине «Мы из джаза» Карен Шахназаров. Герой фильма, студент Одесского музыкального техникума Костя Иванов, увлечен джазом и мечтает создать свой коллектив. Нелегко приходится парню, и музыкантов он подобрал сомнительных, распевающих на улице за деньги «А у окна стоял мой чемоданчик» и ни сном ни духом не помышляющих о высоком искусстве. И начальство постоянно «вставляет палки в колеса». И удачное знакомство с заморской певицей Клементиной Фернандес, сулившее большие творческие перспективы, оборачивается в итоге ничем. Но Костина искренняя любовь к джазу побеждает, он все-таки добивается своего и в финале вместе со своими музыкантами, ставшими ему настоящими друзьями, играет джаз.

В картине было использовано много джазовой музыки в исполнении эстрадного оркестра «Современник» под управлением Анатолия Кролла, а также архивные записи 1920-х годов. Оригинальные песни для фильма — «Старый рояль» и «Спасибо, музыка» — написал композитор Марк Минков. Роль джазового мечтателя Кости сыграл Игорь Скляр, и по сей день «Мы из джаза» является одним из самых значимых фильмов в его кинокарьере. А певица Лариса Долина появляется тут в образе блистательной певицы Клементины, которая легко находит общий язык с веселыми музыкантами и не отказывается выпить с ними «пивка». Песни в картине исполняют Игорь Скляр, Лариса Долина, Ольга Пирагс. А легендарные куплеты «про чемоданчик» спел оператор фильма Владимир Шевцик. И конечно, вспоминая эту работу, нельзя не упомянуть эпизодическое появление там гениального Евгения Евстигнеева в образе криминального авторитета Папы, большого любителя джаза!

Киноджаз

А вообще в советском кино джаз впервые прозвучал в 1934 году в картине Григория Александрова «Веселые ребята». Незамысловатая история о том, как пастух Костя стал дирижером джазового оркестра, а домработница Анюта — певицей, имела большой успех у зрителей. Причем не только в СССР: у фильма был и зарубежный прокат, там она выходила под названием «Москва смеется». В картине принимал участие джазовый коллектив Леонида Утесова, а сам Леонид Осипович сыграл Костю. В роли Анюты, разумеется, была муза Александрова Любовь Орлова. Композитором стал Исаак Дунаевский. Кстати, Карен Шахназаров, принимаясь за «Мы из джаза», изначально хотел снять фильм о молодом Леониде Утесове. Но в итоге герой превратился в Костю Иванова, взяв от Утесова лишь имя его персонажа из «Веселых ребят».

«Веселые ребята»

«Веселые ребята»

«Веселые ребята»

«Веселые ребята»

«Веселые ребята»

«Веселые ребята»

«Веселые ребята»

«Веселые ребята»

Нелегко советским любителям джаза приходилось в 50-е годы. Об этом в 2008 году Валерий Тодоровский снял яркий музыкальный фильм «Стиляги». Молодые люди, увлекающиеся джазом и рок-н-роллом и старающиеся разукрасить серую и мрачную действительность яркими красками, подвергались остракизму в суровом обществе. Но картина у Тодоровского, несмотря и на некоторые грустные моменты, получилась светлой и жизнеутверждающей. Как верно сказал о фильме писатель Евгений Гришковец: «Автор воспроизвел свою любовь к юности родителей, к мифам того времени и той Москвы, но главное, к своей собственной юности. Весь фильм пропитан любовью. В нем нет плохих, в нем есть счастливые и несчастливые». Собственно, об этом и сам джаз — о любви, о счастье, о печали, о том, что жизнь полна всевозможных эмоций, которые надо воспринимать с открытым сердцем.

Mute

Current Time 0:00
/
Duration Time 0:00
Loaded: 0%
Progress: 0%
Stream TypeLIVE
Remaining Time -0:00
 

Обсуждение закрыто.