Комедии на «Культура.РФ»
Мы собрали самые смешные отечественные кинофильмы начиная с 1910-х годов — по картине на каждое десятилетие.
1910-е
Классическая салонная мелодрама из жизни насекомых. Глава семьи Жуковых коротает время в компании хозяйки кабаре «Веселая стрекоза», а в его отсутствие супруга принимает ухаживания кинооператора. До тех пор, пока тайное, как всегда, не становится явным. Трагический адюльтер — пародию на один из любимых киножанров эпохи модерн — разыгрывают на экране жуки-усачи, стрекоза и кузнечик-кинооператор.
1920-е
В 1924 году Лев Кулешов снял «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» — редчайший образец эксцентрической комедии в той сфере, в которой в СССР не очень-то было принято шутить. Американец мистер Вест собирается посетить Советскую Россию. Близкие в ужасе, американские СМИ напропалую рассказывают про «кошмары», творящиеся в этой стране. Но мужчина сказал — мужчина сделал.
1930-е
Первая музыкальная комедия в СССР родилась после первой заграничной командировки Григория Александрова. Даже «Марш веселых ребят» был написан Исааком Дунаевским под впечатлением от мексиканской народной песни «La Adelita». Иностранные критики шутили: «Веселые ребята» производят такое впечатление, как будто на фабрику ГУКФа ночью пробрались буржуазные кинорежиссеры и тайком в советских декорациях сняли эту картину».
1940-е
Бенефис выдающихся советских актеров. В одной картине были собраны самые популярные артисты того времени — Фаина Раневская, Эраст Гарин, Зоя Федорова, Алексей Грибов и другие. В этом фильме дебютировала в кино Татьяна Пельтцер. Здесь актеры не играют — они живут, воплощая на экране страницы остроумного, мудрого и актуального чеховского текста.
1950-е
«Девушка без адреса» сохранила для нас на кинопленке Москву 1957 года. Именно в этот город, который, судя по всему, и есть Счастье, приезжает из далекой глубинки девушка Катя с типовой фамилией Иванова. У Кати непростой характер — говорит людям в лицо то, что думает. Она мечтает стать актрисой и поет песню о городе, где непременно осуществится ее мечта: «Вот она какая — большая-пребольшая, / Приветлива со всеми, во всех сердцах жива — / Любимая, родная красавица Москва!
1960-е
Действие фильма разворачивается в 1812 году. Прообразом главной героини Шуры Азаровой послужила знаменитая кавалерист-девица Надежда Дурова. Как и та, героиня «Гусарской баллады» переодевается в мужской наряд и отправляется воевать. Удивительно, но на материале той страшной, кровопролитной войны режиссер Рязанов создал произведение веселое и обаятельное.
1970-е
Один из фильмов, созданных по мотивам произведений Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В роли Остапа Бендера — Арчил Гомиашвили, в роли мадам Грицацуевой — Наталья Крачковская. Сыграть Грицацуеву могли и Галина Волчек, и Нонна Мордюкова, но звукооператор Владимир Крачковский из команды Леонида Гайдая привел на съемочную площадку свою жену, студентку ВГИКа Наталью Крачковскую. Гайдай взглянул на нее и сказал: «Вот она, мечта поэта».
1980-е
Пожалуй, самая известная комедия своего десятилетия. История о прорабе Машкове, отправившемся за хлебом, а попавшем на планету Плюк, создала целую субкультуру с собственной мифологией и собственным языком. Названия здесь имеют даже некоторых персонажей, а уж знаменитое «Ку!» после выхода фильма так плотно вошло в лексикон, что до сих пор иногда заменяет обычное «Привет!».