Короче!
60 лет назад миру предложили проект мини-юбки.
Историки моды расходятся в определении даты появления мини-юбки, но многие все-таки считают, что это случилось в 1956 году, когда на экраны Америки вышел фильм «Запретная планета». Героиня картины щеголяла на экране в мини-юбке. События картины разворачивались в далеком будущем, да еще и в коcмическом пространстве, поэтому она могла себе позволить все что угодно. А женщинам, рискнувшим открыть коленки в начале 1960-х, пришлось выдержать многое…
Новая мода пришла из Англии, конкретно — из магазинчика лондонского модельера Мэри Куант. Лондон тогда был столицей мировой богемы, и дерзкое предложение Куант с восторгом приняли длинноногие девушки из артистических и музыкальных кругов. Мини-юбка отлично села на изможденную Твигги — модель, воплотившую идеал моды 60-х. Новый стандарт, конечно, требовал стройности. Началась эра диет и анорексии…
А что у нас? Советские женщины не желали отставать от моды, несмотря на то, что следить за новыми тенденциями им было тяжелей. Иногда девушке, чтобы выглядеть «актуально», не оставалось ничего другого, как обрезать подол имеющейся юбки. Так, например, поступила героиня пьесы Андрея Кузнецова «Московские каникулы» Катя, старшеклассница из Тобольска, которая приехала летом в столицу, насмотрелась на здешних модниц и устыдилась собственной скромности. В спектакле Центрального детского театра Катю замечательно сыграла актриса Ирина Маликова, в ее интерпретации сюжет с обрезанной юбкой приобрел трагикомические черты. Подол стал короче, прическа — выше, то есть стандарты оказались соблюдены, а вот индивидуальность, кажется, пострадала…
Блюстители советской морали лютовали. Например, комсомольские работники проводили кампании по отлову комсомолок в мини-юбках. У входа в школу или институт стояли комсорги с линейкой в руках, замеряли подолы платьев и юбок — на сколько они открывают ноги выше колен. На страже нравственности также были карикатуристы и фельетонисты журнала «Крокодил»! Думаете, такое неприятие новой моды наблюдалось только в СССР? С критикой мини-юбки выступила Коко Шанель. «Колени — это же суставы, а они отвратительны! Открывать их нельзя», — заявила она в специальном интервью французскому телеканалу. В начале 60-х по всему миру мужчины одинаково возмущались поведением смелых девушек — но при этом глаз от них не отрывали! Все хотели любоваться стройными ножками, но своим женам и дочерям строго-настрого запрещали носить короткие юбки.
Когда мини-юбка прочно утвердилась в жизни и всем уже стало ясно, что сопротивление ни к чему не приведет, советский экран также запестрел видами стройных женских ножек. Вспомним соблазнительно коротенький халат героини Светланы Светличной в «Бриллиантовой руке», коротенькие платья знойной женщины Людмилы и скромной медсестры Кати в фильме Георгия Данелии «Афоня». И конечно, нельзя не посочувствовать одиозному персонажу фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман» Петру Ивановичу Бубликову! В течение дня перед его глазами проплывали сотни пар дамских ножек в коротких юбках и в туфлях на каблучках. Такое уж ему досталось рабочее место — у лестницы, где решительно невозможно было отвлечься от созерцания женских ног. Как известно, в какой-то момент Бубликов даже умер (возможно, в знак протеста), но утром снова пришел на работу. Поистине мини-юбка — страшная сила.
Как ни крути, а изобретение модельеров 60-х стало одним из ресурсов феминизации. Женщины во второй половине XX века стремительно избавлялись от имиджа домохозяек, завоевывали свободу и равноправие. И прощались со страхом дать повод относиться к себе неуважительно. У короткой юбки уже длинная история, мода на нее вспыхивает снова и снова. В той или иной форме мини-юбка с нами, наверное, навсегда.