Краткая история зарубежного кино онлайн

Краткая история зарубежного кино онлайн

От фильмов братьев Люмьер до «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса. Перед вами самые известные фильмы, вошедшие в историю зарубежного кинематографа до 1941 года. Посмотрите 15 легендарных кинолент!

Фильмы братьев Люмьер, 1895

Фильмы братьев Люмьер
Фильмы братьев Люмьер
Драма

1895

61 мин

Изобретателями кино принято считать Луи Жана и Огюста Люмьеров. На самом деле успешные опыты в области создания движущихся изображений проводились задолго до 1895 года, когда состоялся первый киносеанс. Да и самих «первых в истории публичных кинопоказов» на 1895 год пришлось несколько — как в Европе, так и за океаном. Однако титул первопроходцев навечно закрепился именно за братьями Люмьер — их камера была легкой и мобильной, ее запатентованное название «синематограф» стало наименованием целого направления в искусстве. 28 декабря в Париже в салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый коммерческий сеанс. С тех пор именно эта дата считается днем рождения кино.


«Путешествие на луну», Жорж Мельес, 1902

Путешествие на Луну
Путешествие на Луну
Фантастика

1902

16 мин

«Путешествие на Луну» считается первым в истории кино научно-фантастическим фильмом, а самого режиссера можно без преувеличения назвать основоположником игрового кино. Сюжет этой во многом комической и пародийной ленты объединяет в себе знаменитые романы — «От земли до Луны» (1894) Жюля Верна и «Первые люди на Луне» (1895) Герберта Уэллса. Ученые-энтузиасты строят ракету, которая выстрелом из огромной пушки отправляется в путешествие к загадочному спутнику Земли.


«Большое ограбление поезда», Эдвин Стэнтон Портер, 1903

Большое ограбление поезда
Большое ограбление поезда
Боевик

1903

12 мин

В конце XIX века в кинематографическом мире Америки царила полная неразбериха. Немногочисленные операторы снимали натурные сценки и короткие хроники неважного качества. Владельцы ярмарочных балаганов покупали кинопродукцию в Англии и во Франции. Между тем, к 1900 году публика признала и полюбила кинематограф, и с этим невозможно было не считаться. К этому времени у Томаса Эдисона стал работать Эдвин Стэнтон Портер. Осенью 1903 года Портер снял настоящий шедевр. «Большое ограбление поезда» — первый холд-ап-вестерн. Фильм со сценами вооруженного грабежа, положивший начало новому жанру в американском кино.


«Нетерпимость», Дэвид Уорк Гриффит, 1916

Нетерпимость
Нетерпимость
Историческое

1916

210 мин

Фильм Дэвида Уорка Гриффита «Нетерпимость» вошел в историю как один из самых масштабных и дорогих проектов, аналогов которому трудно найти. Однако и в развитии кинематографа он сыграл решающую роль. В фильме используется новый для того времени киноязык, который переняли все последующие поколения режиссеров. Четыре новеллы фильма перемежаются сквозной сценой: девушка качает колыбель. Новеллы излагаются параллельно, и в каждой из них прославляются любовь, отвага и честность, а бичуются несправедливость и деспотизм любого рода.


«Кабинет доктора Калигари», Роберт Вине, 1920

Кабинет доктора Калигари
Кабинет доктора Калигари
Фантастика

1920

71 мин

Первый в истории кино полнометражный фильм ужасов. Отсутствие звука только добавляет напряжения. «Калигари» положил начало новой эстетике и такому явлению в мировом кинематографе, как немецкий экспрессионизм. Сидя на садовой скамейке, молодой человек по имени Франц рассказывает своему знакомому жуткую историю…


«Метрополис», Фриц Ланг, 1927

Метрополис
Метрополис
Фантастика

1927

117 мин

В 1927 году жена режиссера Фрица Ланга баронесса Теа Габриэла фон Харбоу закончила свой научно-фантастический роман-антиутопию «Метрополис». Книгу она писала, параллельно работая над сценарием одноименного фильма: ей очень хотелось, чтобы роман и его киноверсия, которую снимал Ланг, увидели свет одновременно. Так и произошло. История города Метрополис вечна как мир, но происходит в футуристическом будущем: город разделен на две части. Одни живут в Раю, поражающем размахом архитектурной мысли, а те, кто не вошел в касту аристократии, отправляются в подземный Ад. Это семьи рабочих, обслуживающих гигантские машины.


«Золотая лихорадка», Чарлз Спенсер Чаплин, 1925

Золотая лихорадка
Золотая лихорадка
Комедия

1925

81 мин

Рецепт того, как снять лучшую немую комедию в мире, принадлежит Чарли Чаплину. Для этого режиссеру понадобилось делать до 25 дублей каждой сцены. Кроме того, ему пришлось нанять две с половиной тысячи бродяг для массовки и 27 раз полностью перемонтировать материал. Только после этого Чаплин представил на суд публики картину «Золотая лихорадка».


«Андалузский пес», Луис Бунюэль, 1929

Андалузский пес
Андалузский пес (Франция)
Фантастика

1929

17 мин

Семнадцать минут причудливых сюрреалистических образов. Фильм-сон. Страшный сон. Страх, который поработил всех в этом фильме, стер границы реальности, подчинил себе все человеческие инстинкты. Он зловеще жонглирует мыслями, поступками, ощущениями. Стремительно ускоряя темп, приводит к хаосу. История создания картины «Андалузский пес» начинается еще в те времена, когда Луис Бунюэль работал ассистентом французских режиссеров Жана Эпштейна, Анри Этьевана и Луи Нальпаса. Начинающий кинематографист встретился с молодым художником Сальвадором Дали, и они погрузились в воображаемый мир, пересказывая друг другу свои сновидения. Затем приступили к написанию сценария и спустя несколько дней начали съемки.


«На западном фронте без перемен», Льюис Майлстоун, 1930

На западном фронте без перемен
На западном фронте без перемен
Историческое

1930

101 мин

Экранизация романа, который Эрих Мария Ремарк выпустил в 1929 году. Первая мировая война предстает перед зрителем через восприятие молодого солдата Пауля Боймера. Будучи еще школьниками, Боймер и его друзья жадно внимали патриотическим речам своего учителя и, как только появилась возможность, записались добровольцами на фронт. Все, что происходит далее, очевидно: тяжесть тренировок и хамство командиров, окопная грязь, затяжные бои, смерти и тяжелые ранения — Боймер и его друзья все сильнее ненавидят войну. Вернувшись в родную школу во время отпуска, Боймер пытается убедить учителя и сверстников, что нет ничего отвратительнее войны, но они считают его пораженцем и предателем. Боймеру остается вернуться на фронт и погибнуть.


«Под крышами Парижа», Рене Клер, 1934

Под крышами Парижа
Под крышами Парижа
Драма

1930

96 мин

Начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось тем, что Великий немой заговорил. В кино пришел звук. Многие кинодеятели пребывали в замешательстве: перестраиваться с немых картин на фильмы с разговорами оказалось делом нелегким. Режиссер Рене Клер, тоже до поры до времени обходившийся в своих лентах без слов, увидел в звуке прежде всего возможность дополнить визуальный ряд, украсив его чудесной музыкой. С тех пор именно Клер считается создателем жанра музыкального фильма, первым образцом и эталоном которого стала побившая все рекорды популярности картина «Под крышами Парижа».


«Великая иллюзия», Жан Ренуар, 1937

Великая иллюзия
Великая иллюзия
Драма

1937

114 мин

Сын знаменитого импрессиониста Огюста Ренуара не сразу начал снимать кино. Вернувшись с полей Великой войны, он освоил ремесло керамиста. Но однажды, отправившись в синематограф, увидел мелодраму Ивана Мозжухина «Костер пылающий». Впечатление было настолько сильным, что почти 30-летний Жан Ренуар решил сменить профессию. Когда в 1936 году Ренуар приступил к работе над «Великой иллюзией» по роману британского писателя Ральфа Нормана Энджелла о минувшей войне, на его счету было уже два десятка немых и звуковых фильмов, он слыл одним из ярчайших представителей поэтического реализма.


«Набережная туманов», Марсель Карне, 1938

Набережная туманов
Набережная туманов
Драма

1938

91 мин

Основой фильма послужил роман Пьера Мак-Орлана «Набережная туманов», написанный за 10 лет до того. Первоначально картину предполагалось снимать в Германии, где у Габена был контракт со студией UFA. В поисках нового проекта для звезды немецкие продюсеры обратились к молодому режиссеру Марселю Карне, так как им понравился его предыдущий фильм «Забавная драма». Адаптировать книгу для экрана взялся известный поэт, уже работавший с Карне, — Жак Превер. Его язык и философия во многом определят стиль и настроение будущей картины и сделают «Набережную туманов» символом целого направления в кино — поэтического реализма.


«Гроздья гнева», Джон Форд, 1940

Гроздья гнева
Гроздья гнева
Драма

1940

129 мин

Летом 1936 года писатель Джон Стейнбек отправился в Калифорнию собирать материал для серии социальных статей. Но нищенское существование сезонных рабочих настолько потрясло его, что спустя год он издал повесть «О мышах и людях» — трагическую историю двух рабочих, Джорджа и его слабоумного друга Ленни, напрасно мечтающих о собственном доме и клочке земли. Но и после этого забыть увиденное не получалось. Поэтому спустя три года Стейнбек решил сам проделать путь сезонных рабочих из Оклахомы в Калифорнию. Вернувшись, он написал роман «Гроздья гнева», вызвавший громкие скандалы и обвинения автора в коммунистической пропаганде и одновременно удостоенный Пулитцеровской премии. На следующий год режиссер Генри Форд снял по книге одноименный фильм — первую за историю кинематографа несентиментальную американскую картину о простых людях.


«Гражданин Кейн», Орсон Уэллс, 1941

Гражданин Кейн
Гражданин Кейн
Драма

1941

119 мин

Фильм начинается со смерти постаревшего и всеми покинутого магната Чарлза Фостера Кейна в его поместье Ксанаду. То, что жизнь Кейна показана не хронологически, как в новостях, а дана во флешбэках, да еще субъективно, глазами разных персонажей, было непривычным для кино начала 40-х. Как и наезды камеры, смещение фокуса прямо в кадре с переднего плана на происходящее на заднем, съемки с верхнего и особенно с нижнего ракурса — ведь в фильмах того времени мизансцены обычно выстраивали в декорациях без потолков — и другие нюансы в постановке света, записи звука и монтаже. Дебют Орсона Уэллса признан новаторским во многих аспектах, и современные режиссеры до сих пор цитируют его находки в своих лентах.


Обсуждение закрыто.