Мы не можем жить без мультиков
Мы поговорили с одним из самых известных российских мультипликаторов Константином Бронзитом об «Оскаре», Суздале и его коллегах по цеху.
Константин Бронзит — автор анимационного блокбастера «Алеша Попович и Тугарин Змей», дважды номинант на премию «Оскар» за короткометражные мультфильмы «Уборная история — любовная история» и «Мы не можем жить без космоса», президент Фестиваля анимационного кино в Суздале.
О президентстве
Никогда в жизни я раньше не был президентом и вряд ли когда-нибудь еще буду. В принципе, это просто красивая фигура, ведь есть оргкомитет, есть директор фестиваля, вот они и занимаются организацией этого действа. Хотя у президента фестиваля одна обязанность есть точно — написать в каталог приветствие гостям и участникам фестиваля. И с этой обязанностью я справился.
В своем приветствии я как раз иронизирую по поводу того, что я такой вот пятидневный президент, самый демократичный в мире, который ничего не решает и от которого ничего не зависит.
О коллегах
Я видел список участников фестиваля. Это, как правило, всегда одни и те же люди. Сообщество наше не столь велико, как может показаться. Мы настолько тесно живем в нашем узком круге, настолько хорошо знаем друг друга, что создается ощущение, что мы всегда встречаемся одной и той же компанией, как старые друзья. Отчасти для этого и существует фестиваль, чтобы хотя бы раз в год собирать наш круг друзей, коллег, единомышленников в одном месте на несколько дней, чтобы мы могли посмотреть работы друг друга, обсудить их, поведать окружающим о том, что сделано за год, кого-то поощрить призами, кого-то словами и вместе порадоваться нашим общим успехам.
Конечно, появляется и молодежь. И в этом смысле суздальский фестиваль — это серьезная профессиональная платформа, на которой молодые режиссеры могут заявить о себе во весь голос. Жаль, конечно, что меня самого в этом году на фестивале не будет. Но замечательно, что от студии «Мельница» едут несколько человек, среди них — продюсер Саша Боярский, режиссер Костя Феоктистов, так что, если на фестивале появятся новые имена, я так или иначе об этом узнаю из рассказов моих коллег.
Кстати, о молодежи. Мы с моим другом и соратником Дмитрием Высоцким какое-то время активно занимались преподавательской деятельностью. И наша студентка Олеся Щукина до сих пор успешно появляется на фестивалях со своим дипломным фильмом «Слон и велосипед». В Суздале она была в прошлом году, а в этом году 8 апреля она будет на вручении премии «Икар», так как её фильм представлен сразу в двух номинациях — «Лучший фильм» и «Лучший сценарий».
Об «Оскаре»
Сам факт участия в этом событии невероятно волнителен. «Оскар» — это целый ряд мероприятий, которые предшествуют самой церемонии. Академия устраивает специальные показы, обеды, профессиональные встречи, и все это в кругу звезд высшей пробы. Безусловно, это интересно и весело.
Но есть и другие моменты. Вот, например, само качество «концерта». Нынешнюю, 88-ю церемонию мне было интересно сравнивать с церемонией 2009 года, на которой мне также довелось присутствовать. И мне показалось, что в 2009-м шоу было интереснее.
В этом году Академия явно ошиблась в выборе ведущего. Комик Крис Рок, назначенный на эту роль, оказался просто болтуном, причем довольно однообразным. Шутка про бойкот чернокожих актеров явно затянулась. В какой-то момент возникло ощущение, что это и есть главная тема вечера. Роль шоумена Крису Року была явно не по зубам. А вот Хью Джекман, который вел церемонию в 2009 году, — это настоящий шоумен. Все-таки он актер Бродвея, человек, который и поет, и танцует. С этим и связаны были многие номера церемонии. С ним, например, отдельным выходом прекрасно спела приглашенная звезда Бейонсе. Вдобавок к этому были исполнены все песни-номинанты того года и каждая песня была разыграна как самостоятельный постановочный номер. Это почти полноценный концерт. А в этом году исполнили всего две или три песни. Концертных номеров вообще было мало, поэтому как шоу это все было немножко беднее. Ну а дальше уже твое личное переживание, связанное с твоей номинацией, это всегда волнительно, всегда нервно.
О престиже «Оскара»
Как бы ни было обидно другим кинопремиям мира, но премия «Оскар» по-прежнему остается высшей наградой в области кино. Но при этом нужно понимать одну простую вещь: получение этой награды каким-либо фильмом совершенно не означает, что это действительно лучший фильм за прошедший год. Это всего лишь означает, что в фестивальной гонке этот фильм сумел добраться до вершины пирамиды, что в какой-то момент ему страшно повезло и он оказался победителем. И очень велика вероятность того, что за бортом фестивальной гонки остался фильм, который был лучше и интереснее, но по разным, иногда буквально техническим причинам он не оказался среди номинантов. Поэтому мы говорим: да, это самая престижная кинонаграда в мире, но универсальным маркером качества она не является.
О номинированном мультфильме
Этот фильм появился странным, весьма необычным способом — во сне. История родилась буквально из одного образа, который приснился мне как-то под утро. Такой же странной и неоднозначной оказалась работа над фильмом: несмотря на легкость рождения самой истории, процесс производства затянулся на долгих четыре с половиной года. Потом нестандартной оказалась его фестивальная судьба: фильм очень неохотно брали в конкурсные программы, а бывало, он и вовсе оказывался за бортом. Но вот прошло еще два года, и, помимо номинации на «Оскар», в копилке фильма уже 65 различных наград. И кстати сказать, его фестивальная жизнь еще продолжается. Сам я, конечно, хотел бы прожить еще долго, но, надеюсь, что мой фильм переживет меня в любом случае.
О новых идеях и черновиках
Я никогда не мог похвастаться обилием идей, с ними у меня явный дефицит. Но тут кое-что надо пояснить. В голову может прийти что угодно, но у меня в мозгу есть мощный фильтр, который отбрасывает весь этот мусор. Чтобы идея превратилась в фильм, она должна так запасть в меня, так взволновать, что потребность сделать фильм станет уже жизненной необходимостью. Поэтому у меня нет черновиков, которые я выбрасывал бы в корзину, ибо, если я начал разрабатывать какую-то идею, обратной дороги нет и однажды эта идея обязательно станет фильмом.