Народная артистка Римма Маркова
Впервые она вышла на сцену, когда ей было пять. В Саратовском драматическом, где служил отец — крестьянин, попавший в актеры благодаря дару рассказчика. Первым гонораром будущей актрисы стали конфеты.
Дебют маленькой Риммы был столь удачным, что специально для нее и ее брата (в будущем тоже народного артиста, а тогда еще Лени Маркова) поставили спектакль «Дети улиц».
«Причем я играла мальчика, а Ленька — мою сестру. Он так пронзительно играл сцену смерти, что зрительницы в обморок падали. Около театра в дни нашего спектакля даже скорая дежурила».
В Москву приехала в девятнадцать. В сшитом мамой платье и с чемоданом груш. Продавали их с братом на рынке, чтобы заработать первые деньги на самостоятельное существование в столице. Удалось сбыть два килограмма, остальное съели, вспоминала актриса. Так потом всю жизнь груши и не любила.
На прослушивании в «Ленкоме» читала «Русских женщин» Некрасова. Да так всю творческую жизнь и на экране, и на сцене «русской женщиной» и осталась. Даже приз специальный получила — «Хрустальный лотос»: «За создание на экране образа истинно русской женщины». В ее копилке — приз Всесоюзного кинофестиваля за лучшую женскую роль в фильме «Бабье царство», XVI Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне «За высокое мастерство артистки, создавшей образ большой драматической силы».
Драматическими выходили даже эпизоды. И тут же уходили в народ. «Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов», — авторитетно заявляла Вера Семеновна. Со времени выхода «Покровских ворот» медицинский термин благодаря Римме Марковой стал общечеловеческим. И все ее роли были понятны и близки.
Римма Маркова служила в двух театрах, не считая саратовского: в «Ленкоме» и Театре-студии киноактера. Но кино стало делом ее жизни. 66 фильмов. Последний из них вышел в 2011 году. Играла и игуменью, и жену генерала, и дворничиху, и даже ведьму. И все эти женщины — волевые, сильные и независимые.
Талант актрисы буквально завораживает, когда Римма Маркова играет простую колхозницу в фильме «Бабье царство». Судьбоносная, главная роль. Наверное, потому, что играла она саму себя — простую женщину, попавшую на сцену лишь по воле случая.