Нет школы для меня
Актерские факультеты разных вузов соперничают за звание «фабрики звезд». Каждый актер предан своей альма-матер и втайне считает именно ее единственно правильной школой. В театрах существуют негласные партии щукинцев, щепкинцев, мхатовцев… А ведь, помимо училищ при Вахтанговском (им. Щукина) и Малом (им. Щепкина) театрах, помимо Школы-студии МХАТ, есть еще актерские факультеты РАТИ, РГИСИ в Санкт-Петербурге, где в качестве педагогов набирают курсы представители самых разных театральных «конфессий»! Наконец, есть актерский факультет ВГИКа — там своя специфика обучения, ведь киноактер должен обладать несколько иными производственными навыками, нежели его театральный собрат.
И все-таки актерская судьба зависит от случая и удачи. А также от запроса времени. Иногда среди профессиональных актеров не находится нужного режиссеру исполнителя. Не находится нужного лица, типажа. Тогда появляется человек со стороны, не имеющий профессионального актерского образования или просто не успевший его получить в силу разных обстоятельств. Как ни странно, многие известные, любимые нами артисты не оканчивали актерских факультетов. Но талант и яркая индивидуальность обеспечили каждому из них успех и признание.
Фаина Раневская, наша любимая актриса и не менее любимый автор искрометных соленых шуток, постигала азы мастерства в частной театральной студии в родном Таганроге, лет в 14–15. Вот и все ее университеты. Дальше — многолетнее кочевание по театрам молодой Советской страны, пока в 1924-м не прибилась специфическая артистка к труппе Театра Московского отдела народного образования. С тех пор Фаина Георгиевна жила и работала в Москве: в Камерном театре, Центральном театре Красной армии, Театре драмы (теперь это Театр им. Маяковского) и, наконец, в Театре им. Моссовета, где она прослужила, с перерывом на несколько лет, с 1949 по 1984 год. В Москве начался и ее роман с кино. В 1934-м Раневская дебютировала в фильме Михаила Ромма «Пышка». Роли в фильмах 1939 года «Подкидыш» и «Человек в футляре» подтвердили: в кино пришла актриса огромного таланта и обаяния, не похожая ни на кого! Мы всякий раз ждем ее появления на экране, хотя давно наизусть знаем фильмы «Мечта», «Свадьба», «Весна», «Золушка», «Девушка с гитарой», «Драма».
Иннокентий Смоктуновский, культовый актер 60–70-х, в отрочестве был изгнан из школьного драмкружка… В 1942-м нанялся статистом в Красноярский драмтеатр, где жила его семья. После войны (которую он закончил гвардии младшим сержантом) Смоктуновский поступил в студию при Красноярском театре, но не проучился там и года. Как и Фаина Раневская, сам набирался мастерства по провинциальным театрам, пока в 1957 году случай не предоставил шанс попробоваться на роль Мышкина в товстоноговском «Идиоте». Великий режиссер увидел в нестандартном и уже не очень молодом актере глубокую личность, уловил ту завораживающую проникновенность интонации, которая позже поразит всех в Смоктуновском–Гамлете, Юрии Деточкине, дяде Ване. Кино быстро присвоило Смоктуновского. Своеобразным автошаржем стал для знаменитого уже актера эпизод в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». «Поздновато начинаете!» — нахально заявляет актеру Смоктуновскому бесцеремонная Людмила; дело происходит в конце 50-х. Как все изменилось к началу 80-х, когда Смоктуновский сыграл самого себя в фильме Меньшова…
Ежегодно каждый актерский факультет выпускает несколько десятков молодых актеров. В истории театра и кино есть случаи, когда преимущественно весь курс становится звездным. Труппу обновленного Театра на Таганке составили в 1964 году студенты курса Юрия Любимова в Щукинском училище. Несколько звездных курсов подряд выпустил Олег Табаков в ГИТИСе и Школе-студии МХАТ: из своих студентов разных поколений он сформировал труппу «Табакерки». Та же история — в случае с «Мастерской Петра Фоменко». Под ребят со своего очередного курса во ВГИКе каждый раз придумывал фильм Сергей Герасимов — так его ученики входили в большой кинематограф сразу компанией. Но иногда актерами становятся люди отнюдь не творческих профессий.
Семен Фарада имел диплом ВТУ им. Баумана и специальность «инженер-механик по котельным установкам», а актерского образования у него не было. В отрочестве играл в школьном драмкружке, позже, во время службы в армии, возглавлял эстрадную группу Балтийского фронта. Еще позже, когда работал в Министерстве энергетики и электрификации СССР, играл в студенческом театре МГУ. Судьба не дала артистичному инженеру успокоиться! В начале 70-х Фараду стали снимать в кино, а сам Юрий Любимов пригласил его работать в Театре на Таганке. Там, кстати, он встретил свою будущую жену Марию Полицеймако. Началась вторая жизнь Семена Фердмана — так до начала артистической карьеры выглядела фамилия нашего героя. Может, инженерное дело понесло большую потерю, когда Семен Фарада ушел в артисты. Но мы рады, что он рискнул переменить жизнь. Трудно представить без него наши любимые фильмы «Гараж», «Тот самый Мюнхгаузен», «Чародеи», «Формула любви».
Виктор Авилов родился в семье рабочих, окончил техникум, отслужил в армии и работал водителем на автокомбинате Мосстройтранса. В 1974-м он вступил в труппу актеров-любителей под управлением Валерия Беляковича и несколько лет играл в этом самодеятельном театре параллельно с работой на автокомбинате. В начале 80-х, когда труппа Беляковича приобрела статус Театра-студии на Юго-Западе, Авилов целиком сосредоточился на сценической деятельности и очень быстро стал известен как актер-самородок со странной, совсем не актерской внешностью. Им заинтересовались кинематографисты, в 1986-м Авилов снялся в триллере «Господин оформитель», а через три года сыграл графа Монте-Кристо в фильме «Узник замка Иф». К сожалению, актера рано унесла смертельная болезнь. Но даже за тот период, что был ему отмерен, Авилов успел раскрыть свой дар.
Рената Литвинова шагнула на экран из смежной профессии. К моменту дебюта в качестве актрисы она уже была состоявшимся сценаристом. Странный, яркий стиль ее письма успели оценить мэтры отечественного кинематографа. Кира Муратова уговаривала Литвинову сняться в кино, но та долго отказывалась, считая свою внешность некиногеничной… Между тем ее красоту и индивидуальность давно оценили профессионалы: еще до поступления во ВГИК Литвинову снимали в рекламе и приглашали стать манекенщицей в Доме моделей на Кузнецком Мосту. Но, видимо, ей хотелось заявить о себе по-другому. Она и сегодня не ушла в актерство с головой. Позволяет себе выбирать, у кого и когда сниматься. Конечно, Литвинову-актрису раскрыла Кира Муратова. «Увлеченья», «Три истории», «Настройщик», «Два в одном», «Мелодия для шарманки» — в фильмах Муратовой всегда находится место для неожиданной, фантастической Ренаты. Со временем Литвинова и сама попробовала силы в режиссуре.