Ни дня без приключений. Авантюристы в кино
Ловкие и умные, везучие и обаятельные, в литературе и кино герои-авантюристы часто становятся основным двигателем сюжета, даже если они всего лишь второстепенные персонажи. Их цели могут быть благородными или, наоборот, корыстными, но жажда приключений и желание играть на публику всегда объединяет и положительных, и отрицательных героев больше, чем их идеи и образ мыслей. Сегодня предлагаем вам вспомнить пятерку наиболее ярких отечественных киноавантюристов.
Максим
Как ни странно, но возглавит наш список образцовый большевик, пример для подражания сразу нескольких поколений советской молодежи.
После премьеры «Юности Максима» знаменитый Сергей Эйзенштейн поздравил режиссеров картины Григория Козинцева и Леонида Трауберга с появлением «нового Рокамболя» (главного персонажа авантюрно-криминальных романов, популярных в XIX веке), а сами создатели характеризовали героя как сказочного Иванушку, выпутывающегося из неприятностей с помощью «Василисы Премудрой».
Прототипом Максима послужил революционер-нелегал, а позже дипломат и нарком Максим Литвинов, биография которого действительно полна неожиданных поворотов и приключений, а уж с легкой руки Трауберга и Козинцева вообще превратилась в авантюрный роман.
Геша Козодоев
Идея фильма «Бриллиантовая рука» родилась после того, как сценарист Яков Костюковский прочел заметку о швейцарских контрабандистах, пытавшихся перевезти драгоценности в гипсе, поэтому и у Геши Козодоева, сыгранного Андреем Мироновым, тоже есть свои прототипы.
Обаятельный плут, действующий ради игры, любит быть в центре внимания, нравится всем без исключения и отлично исполняет песенку про дикарей. Однако Геша с завидной регулярностью попадает в самые глупые ситуации, и все потому, что пропускает мимо ушей советы своего старшего товарища, а тут ведь главное — не перепутать, кому цветы, а кому мороженое.
Граф Калиостро
Известный мистик и авантюрист XVIII столетия вернулся в век двадцатый в фильме «Формула любви».
От повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» в фильме заимствована только фабула. Из мрачного мистического произведения сценарист Григорий Горин создал нечто совершенно иное, по жанру напоминающее плутовской роман. Герой Нодара Мгалоблишвили загадочен, степенен и очень убедителен в своих «волшебных» трюках, но даже это не спасает его от разоблачения.
А вот уж где почтенный Калиостро действительно остается неразгаданным и почти неузнанным, так это в знаменитом булгаковском романе «Мастер и Маргарита». Литературоведы сходятся на мысли, что знаменитый мистик стал одним из прообразов Воланда.
Остап Бендер
Великий комбинатор, придуманный Ильей Ильфом и Евгением Петровым, — несравненный герой романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Вот уж кто идет на авантюру только ради игры! Остап Бендер действительно охотится за сокровищами, однако, получив от Корейко миллион, теряет к нему всякий интерес.
Бендер стал культовым персонажем XX века, однако в советской культуре романы о его приключениях долгое время были запрещены. После 1948 года романы Ильфа и Петрова о жизни Комбинатора расценивались цензурой как клевета на советское общество. Вновь на сцену Бендер вернулся лишь в 1956-м, а фильм Михаила Швейцера, появившийся в конце 60-х, лишь укрепил славу героя. Помимо Сергея Юрского, сыгравшего Остапа в «Золотом теленке», в роли Великого комбинатора выступили Арчил Гомиашвили («12 стульев» 1971 года) и Андрей Миронов («12 стульев» 1976 года).
Жорж Милославский
Еще один литературно-кинематографический персонаж.
Впервые Милославский появился в пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», а после продолжил свою карьеру в фильме Леонида Гайдая. Режиссер перенес действие пьесы из 1930-х годов в 1970-е и изменил многие детали. Так, машина времени в комедии выполнена не на ламповой, а на полупроводниковой основе; вместо патефона, упомянутого в пьесе, в фильме появляется магнитофон, а вместо коверкотового пальто, Жорж Милославский из квартиры Шпака крадет импортную замшевую куртку. Сам же вор одет в стиле музыкантов группы «Битлз» и курит «Мальборо».