Ни дня без приключений. Авантюристы в кино

Ни дня без приключений. Авантюристы в кино

Ловкие и умные, везучие и обаятельные, в литературе и кино герои-авантюристы часто становятся основным двигателем сюжета, даже если они всего лишь второстепенные персонажи. Их цели могут быть благородными или, наоборот, корыстными, но жажда приключений и желание играть на публику всегда объединяет и положительных, и отрицательных героев больше, чем их идеи и образ мыслей. Сегодня предлагаем вам вспомнить пятерку наиболее ярких отечественных киноавантюристов.

Максим

Ни дня без приключений. Авантюристы в кино

Как ни странно, но возглавит наш список образцовый большевик, пример для подражания сразу нескольких поколений советской молодежи.

После премьеры «Юности Максима» знаменитый Сергей Эйзенштейн поздравил режиссеров картины Григория Козинцева и Леонида Трауберга с появлением «нового Рокамболя» (главного персонажа авантюрно-криминальных романов, популярных в XIX веке), а сами создатели характеризовали героя как сказочного Иванушку, выпутывающегося из неприятностей с помощью «Василисы Премудрой».

Прототипом Максима послужил революционер-нелегал, а позже дипломат и нарком Максим Литвинов, биография которого действительно полна неожиданных поворотов и приключений, а уж с легкой руки Трауберга и Козинцева вообще превратилась в авантюрный роман.

Геша Козодоев

Ни дня без приключений. Авантюристы в кино

Идея фильма «Бриллиантовая рука» родилась после того, как сценарист Яков Костюковский прочел заметку о швейцарских контрабандистах, пытавшихся перевезти драгоценности в гипсе, поэтому и у Геши Козодоева, сыгранного Андреем Мироновым, тоже есть свои прототипы.

Обаятельный плут, действующий ради игры, любит быть в центре внимания, нравится всем без исключения и отлично исполняет песенку про дикарей. Однако Геша с завидной регулярностью попадает в самые глупые ситуации, и все потому, что пропускает мимо ушей советы своего старшего товарища, а тут ведь главное — не перепутать, кому цветы, а кому мороженое.

Граф Калиостро

Ни дня без приключений. Авантюристы в кино

Известный мистик и авантюрист XVIII столетия вернулся в век двадцатый в фильме «Формула любви».

От повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» в фильме заимствована только фабула. Из мрачного мистического произведения сценарист Григорий Горин создал нечто совершенно иное, по жанру напоминающее плутовской роман. Герой Нодара Мгалоблишвили загадочен, степенен и очень убедителен в своих «волшебных» трюках, но даже это не спасает его от разоблачения.

А вот уж где почтенный Калиостро действительно остается неразгаданным и почти неузнанным, так это в знаменитом булгаковском романе «Мастер и Маргарита». Литературоведы сходятся на мысли, что знаменитый мистик стал одним из прообразов Воланда.

Остап Бендер

Ни дня без приключений. Авантюристы в кино

Великий комбинатор, придуманный Ильей Ильфом и Евгением Петровым, — несравненный герой романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Вот уж кто идет на авантюру только ради игры! Остап Бендер действительно охотится за сокровищами, однако, получив от Корейко миллион, теряет к нему всякий интерес.

Бендер стал культовым персонажем XX века, однако в советской культуре романы о его приключениях долгое время были запрещены. После 1948 года романы Ильфа и Петрова о жизни Комбинатора расценивались цензурой как клевета на советское общество. Вновь на сцену Бендер вернулся лишь в 1956-м, а  фильм Михаила Швейцера, появившийся в конце 60-х, лишь укрепил славу героя. Помимо Сергея Юрского, сыгравшего Остапа в «Золотом теленке», в роли Великого комбинатора выступили Арчил Гомиашвили («12 стульев» 1971 года) и Андрей Миронов («12 стульев» 1976 года).

Жорж Милославский

Ни дня без приключений. Авантюристы в кино

Еще один литературно-кинематографический персонаж.

Впервые Милославский появился в пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», а после продолжил свою карьеру в фильме Леонида Гайдая. Режиссер перенес действие пьесы из 1930-х годов в 1970-е и изменил многие детали. Так, машина времени в комедии выполнена не на ламповой, а на полупроводниковой основе; вместо патефона, упомянутого в пьесе, в фильме появляется магнитофон, а вместо коверкотового пальто, Жорж Милославский из квартиры Шпака крадет импортную замшевую куртку. Сам же вор одет в стиле музыкантов группы «Битлз» и курит «Мальборо».


Обсуждение закрыто.