Поклонники Тарковского в мировом кино

Поклонники Тарковского в мировом кино

Вспоминаем известных современных режиссеров, на творчество которых Андрей Тарковский оказал заметное влияние.

Поклонники Тарковского в мировом кино

Фотография: kino-teatr.ru

Ларс фон Триер

Одним из известных почитателей творчества Андрея Тарковского стал датский режиссер Ларс фон Триер. В 2012 году на аукционе «Сотбис» Триер пытался выкупить архив Тарковского, но в результате ценные бумаги ушли к руководству Ивановской области.

В своих интервью Триер не раз говорил, что восхищается талантом русского режиссера и заимствует некоторые его художественные приемы. В его фильмах можно найти и прямые, и завуалированные отсылки к работам Тарковского, а иногда даже цитаты из его картин.

Одиозного «Антихриста» Ларс фон Триер официально посвятил Андрею Тарковскому, за что был освистан на премьерном пресс-показе в Каннах. В более поздних его картинах появилось множество аллюзий на фильмы русского режиссера. «Меланхолия» Триера и «Жертвоприношение» Тарковского, как отмечал кинокритик Антон Долин, — это фильмы об одном и том же, о внутреннем апокалипсисе. В одной из глав «Нимфоманки» на стене висит икона, которая приписывается Андрею Рублеву. У Тарковского Рублев — один из важнейших персонажей. В другой главе зрители видят левитирующую девочку: подобная картина есть в любимом фильме Ларса фон Триера — «Зеркало». Засохшее искалеченное дерево, герой, в задумчивости застывший среди буйной полевой растительности, пожар, который персонажи фильма наблюдают из окна дома… Эти и многие другие кадры Триер заимствовал у своего творческого кумира.

Алехандро Гонсалес Иньярриту

Мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту — еще один известный поклонник творчества Андрея Тарковского.

«Я помню сцены или моменты в фильмах, которые даже сейчас для меня остаются непонятными. Но когда я их видел, все равно чувствовал какое-то откровение. Как в случае со «Сталкером» Тарковского».
Алехандро Гонсалес Иньярриту

Оскароносный режиссер по-прежнему остается новатором в мире кино, в том числе жанрового. Однако и в его фильмах есть отсылки к картинам Тарковского. Например, в ленте «Выживший» около дюжины визуальных цитат из фильмов русского режиссера. Они очень похожи по композиции и легко узнаваемы.

Mute

Current Time 0:00
/
Duration Time 0:00
Loaded: 0%
Progress: 0%
Stream TypeLIVE
Remaining Time -0:00
 

Кэри Фукунага

Отсылки к творчеству Андрея Тарковского встречаются и у американского режиссера Кэри Фукунаги. В первом сезоне популярного криминального сериала «Настоящий детектив» он использовал цитаты из фильмов старших и уже прославленных коллег-соотечественников, а также одну — и весьма очевидную — из «Иванова детства» Тарковского.

Mute

Current Time 0:00
/
Duration Time 0:00
Loaded: 0%
Progress: 0%
Stream TypeLIVE
Remaining Time -0:00
 

Стивен Содерберг

Американец Стивен Содерберг известен как ниспровергатель авторитетов и мастер переделывать чужие фильмы на свой вкус. На досуге он занимается перемонтажом и сокращением разных кинохитов прошлого. Когда режиссер решил снять свою версию «Соляриса», он преподносил его не как ремейк, а как новую экранизацию романа Станислава Лема. Однако сходство фильмов сложно не заметить. В картине Содерберга немало сцен, дублирующих аналогичные у Тарковского. Один из самых характерных фрагментов — концовка фильма. В то время как Тарковский в финале своего «Соляриса» процитировал «Возвращение блудного сына» Рембрандта, Содерберг — фреску «Сотворение Адама» Микеланджело.

Поклонники Тарковского в мировом кино. Галерея 1. Андрей Тарковский

Кадр из художественного фильма Андрея Тарковского «Солярис» (1972)

Поклонники Тарковского в мировом кино. Галерея 1. Андрей Тарковский

Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына. Около 1666—1669. Государственный Эрмитаж

Поклонники Тарковского в мировом кино. Галерея 2. Стивен Содерберг

Кадр из художественного фильма Стивена Содерберга «Солярис» (2002)

Поклонники Тарковского в мировом кино. Галерея 2. Стивен Содерберг

Микеланджело Буонарроти. Сотворение Адама. Около 1511. Сикстинская капелла, Ватикан

Продолжатели кинотрадиций Андрея Тарковского

Из современных западных режиссеров, близких к Тарковскому по духу и отчасти по стилю, кинокритики выделяют двух: турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана и мексиканского Карлоса Рейгадаса. Оба автора не раз говорили в интервью, что их творчество испытало сильное влияние Тарковского. Для Рейгадаса наиболее характерны в этом смысле ранние работы и особенно — дебютная «Япония». У Джейлана наиболее очевидное приближение к Тарковскому критики отмечали в фильме «Времена года». В его же «Отчуждении» герой в одной из сцен включает диск с фильмом Тарковского, чтобы вынудить уйти своего родственника. Он выбирает наиболее длинные и «скучные» для сельского жителя сцены.

«Тарковский — один из моих любимых режиссеров, — рассказал Джейлан в интервью Наталье Шараповой для журнала «Сеанс» — Его ретроспективу когда-то давно, еще в конце восьмидесятых, устраивал Стамбульский кинофестиваль. Это было очень важное событие, и, как мне кажется, Тарковский оказал огромное влияние на формирование турецкой интеллектуальной элиты».

Автор: Олег Зиновьев


Обсуждение закрыто.