Продолжатели творческих династий
Однажды актера Юрия Катина-Ярцева спросили, согласен ли он с утверждением, что на детях гениев природа отдыхает. Юрий Васильевич многие годы преподавал в Театральном училище имени Щукина, учил в том числе и детей своих известных коллег. Опытный педагог неожиданно ответил, что тут скорее уместна другая поговорка: «Яблочко от яблони недалеко падает». По его наблюдениям, детям из актерских семей не надо объяснять, что такое актерский труд, они знают, что это ежедневная пахота, а не только выход на поклоны под аплодисменты. То же можно сказать о продолжателях режиссерских и сугубо кинематографических династий.
Михаил Ефремов
Этот патентованный возмутитель спокойствия появился на свет в семье актера, режиссера Олега Ефремова и актрисы Аллы Покровской. Дедушка по материнской линии — патриарх оперной режиссуры Борис Покровский. На сцену Михаил впервые вышел в возрасте 13 лет, во МХАТе, которым тогда уже руководил его отец, в спектакле «Уходя, оглянись!» по пьесе Эдуарда Володарского. Тогда же впервые снялся в кино — в фильме «Дни хирурга Мишкина», где Олег Ефремов сыграл главную роль. Ефремов-младший снялся в роли его сына. Но настоящая кинослава пришла к Михаилу через пару лет, после выхода фильма «Когда я стану великаном». Он сыграл в нем самоотверженного коротышку Петю Копейкина, влюбленного в одноклассницу.
В 2011 году на российские телеэкраны вышел сериал «Фурцева. Легенды о Екатерине», в котором Михаил Ефремов сыграл Олега Ефремова. Как это часто бывает, сын унаследовал характерную манеру речи, голос отца. В случае Ефремовых от отца к сыну перешло также удивительное обаяние.
Наталья Бондарчук
Дочь актера, режиссера Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой. Наталья Бондарчук училась во ВГИКе у тех же мастеров, что учили ее родителей, — у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Причем дважды: сначала она окончила актерскую мастерскую, а через пять лет и режиссерскую. Наталья Бондарчук снималась не очень много, но зато каждая ее роль запоминалась: Хари в «Солярисе» Андрея Тарковского, Надя в картине Ларисы Шепитько «Ты и я», Мария Волконская в «Звезде пленительного счастья» Владимира Мотыля, мадам де Реналь в картине по роману Стендаля «Красное и черное». В 1975-м Бондарчук дебютировала как режиссер. В число классических отечественных лент для детей вошли ее фильмы «Детство Бемби» и «Юность Бемби» по мотивам популярной сказки Феликса Зальтена.
Софико Чиаурели
Мать Софико — великая грузинская актриса Верико Анджапаридзе, отец — режиссер театра и кино Михаил Чиаурели. Родители актрисы были людьми очень яркими, талантливыми и… разными. Чиаурели, родом из крестьян, искренне почитал Сталина, посвятил ему фильмы «Падение Берлина», «Незабываемый 1919-й» и «Клятва». А Верико Ивлиановна, представительница старинного рода кутаисских князей, не разделяла этой симпатии мужа, в кругу ее друзей многие стали жертвами репрессий. Тем не менее тбилисский дом Чиаурели — Анджапаридзе был невероятно гостеприимным, в нем бывали самые знаменитые люди эпохи. Например, в детстве Софико шныряла между Немировичем-Данченко и Книппер-Чеховой: те приходили в гости к родителям, когда МХАТ находился в Тбилиси в годы войны.
Все члены этого славного грузинского семейства — значимые для советского кино люди. Вернувшись после обучения во ВГИКе в Тбилиси, Софико Чиаурели много работала в театре и снималась — больше всего, конечно, на родной студии «Грузия-фильм», но не только. Например, картина «Ищите женщину», где Чиаурели сыграла чудаковатую секретаршу Алису Постик, делалась на «Мосфильме». В фильме своего двоюродного брата Георгия Данелии «Не горюй!» Софико снималась со своей мамой Верико Анджапаридзе.
Павел Лебешев
Про него шутили: Паша Лебешев родился в коробке из-под пленки и, как только научился ходить, пошел на «Мосфильм». Отец великого оператора Тимофей Павлович Лебешев сам был известным в свое время оператором, и вся жизнь их семейства протекала около «Мосфильма»: там жили, работали, водили детей в детский сад. Звукооператор Ян Потоцкий вспоминал: «У Паши, как у сына одного из ведущих операторов «Мосфильма», просто не было выбора». Лебешев-младший входил в профессию нестандартными путями (например, во ВГИКе учился на заочном отделении десять лет) — в силу природного раздолбайства, но зато, набрав скорость, оставил позади многих дисциплинированных коллег… «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Раба любви» — эти фильмы выдвинули молодого режиссера Никиту Михалкова в авангард нашего кино, а сняты они оператором Павлом Лебешевым.
Андрей Прошкин
Александр Прошкин и его сын Андрей одинаково задействованы нашим кино, оба в последние годы одновременно снимают и получают престижные кинематографические награды. Прошкин-младший, видимо, хотел увильнуть от судьбы и поступил на факультет журналистики в МГУ. Окончил его в 1994 году и… пошел работать в кино. Конечно, и у отца в съемочной группе потрудился. В 1998–1999 годах Андрей учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров, через несколько лет снял свой первый фильм «Спартак и Калашников». Интересно сравнить, что делали отец и сын на одном историческом отрезке: после дебюта Прошкин-младший снял фильмы «Игры мотыльков», «Миннесота», «Апельсиновый сок», «Орда», «Орлеан», а Прошкин-старший — «Трио», «Доктор Живаго» (ТВ), «Живи и помни», «Чудо», «Искупление», «Райские кущи».