Рок-н-ролл жив!
Рок — музыка свободы и любви. И хотя Борис Гребенщиков и спел когда-то, что «рок-н-ролл мертв», это течение продолжает свое движение по планете, и количество поклонников зажигательного, настоящего рока не уменьшается. Ну а мы решили вспомнить в этот день о том, каким рок-н-ролл представал в нашем кино в разные годы.
Но сначала немного истории. В апреле 1954 года Билл Хейли записал сингл «Rock Around the Clock». Это историческое событие и стало началом новой эры в популярной музыке. Потом появился Элвис Пресли, чья сумасшедшая популярность не проходит и по сей день. Еще немного позже мир вздрогнул от феномена ливерпульской четверки — несравненных The Beatles. Рок-н-ролломания росла как снежный ком, и, конечно же, этот ком докатился и до Советского Союза. Высшие чины отнеслись к этому явлению с большим подозрением и решили, что музыку свободы следует держать под контролем, если уж совсем запретить не получается. Ну а молодежь приняла рок-н-ролл на ура. Чуть ли не в каждом институте стали появляться свои самодеятельные коллективы, которые играли рок. Чаще всего перепевали Битлов или другие известные западные группы. Но потом постепенно у нас стали появляться и свои рок-н-ролльщики, многие из которых становились буквально властителями дум молодого поколения.
О том, как тяжело было первым любителям рок-н-ролла в советское время, с большим юмором и иронией показал в своем фильме «Город Зеро» Карен Шахназаров. Приехавший из Москвы в командировку в провинциальный город инженер Алексей Варакин с удивлением и сам того не желая узнает местную легенду о том, как пострадали за музыку повар Николаев и комсомолка Лида Шулакова. Они всего лишь нарушили строгую чинность институтской вечеринки и осмелились станцевать рок-н-ролл. А из-за этого были сломаны их судьбы. Конечно, фильм Шахназарова — это абсурдистская комедия и многое тут утрировано, но в истории повара Николаева есть доля правды. За слишком большую любовь к року могли и наказать.
В картине режиссера Вячеслава Сорокина «Тоталитарный роман» старшеклассники 60-х подпольно, чуть ли не в туалете, слушают на магнитофоне запретные записи битловских песен. И это тоже не вымысел. Тогда эти песни по радио не звучали, и увлекаться ими не рекомендовалось.
И все же рок-н-роллу удавалось иногда преодолеть строгие запреты и прорваться на киноэкран. Вот, например, в детективе режиссера Марка Орлова «Человек в проходном дворе», снятом в 1971 году, есть эпизод, где оперативник танцует рок-н-ролл. Впрочем, более смелыми в этом отношении оказались советские аниматоры — герои мультфильмов порой позволяли себе такие вольности, какие реальные персонажи игрового кино позволить не могли. В 1967 году режиссер Лев Атаманов снял 10-минутный мультфильм «Скамейка» по рисункам известного датского художника Херлуфа Бидструпа. В одном из эпизодов там звучит песня «Битлз» «Can’t Buy Me Love». А уж как задорно и модно выплясывают герои «Бременских музыкантов»!
Авангардным фильмом в 1974 году стал «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского. Эта трепетная история любви построена целиком на песнях и музыке. Песни звучат в исполнении рок-группы «Скоморохи», созданной в 1966 году Александром Градским.
В 80-е годы рок стал постепенно выходить из подполья. С 1976 года в Театре имени Ленинского комсомола (нынешний «Ленком») шла рок-опера Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которая пользовалась огромным успехом у зрителей. В 1981 году там же состоялась премьера рок-оперы Рыбникова «Юнона и Авось». Этот спектакль-легенда идет в театре и сейчас.
Официально рок в нашем кино прописался с 1987 года, после того, как вышла знаменитая «Асса» Сергея Соловьева. Режиссер пригласил в свою картину самых популярных исполнителей того времени — группы «Аквариум», «Браво», «Кино». Финальная сцена, когда Виктор Цой поет «Мы ждем перемен», стала поистине культовой, а о роке благодаря выходу этой картины узнали даже те, кто никогда им не интересовался и слушал только советскую эстраду.