Русское кино с иностранным акцентом
Российские актеры прекрасны и неподражаемы. Но иногда бывает так, что режиссеру по типажу приглянется, скажем, польская актриса или же французская кинозвезда. И есть в богатом золотом фонде отечественного кинематографа картины, которые своим участием украсили замечательные зарубежные актеры.
Эльдара Рязанова часто спрашивали, почему он на главную женскую роль в фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» взял актрису из Польши, неужели не нашлось достойной русской артистки? На что режиссер всегда честно отвечал, что пробы были очень долгими, приходило множество актрис. Актрис прекрасных. Пробовалась на эту роль, например, Людмила Гурченко. Но все-таки что-то Рязанова все время не устраивало, он искал другую Надю. И тут он как-то очень кстати вспомнил польский фильм «Анатомия любви», где как раз снималась Барбара Брыльска. Эльдар Александрович нашел ее телефон и позвонил в Варшаву. Пани Барбаре понравился сценарий, она в свою очередь понравилась режиссеру — и начались съемки. Вот что писал Эльдар Рязанов в своей книге «Неподведенные итоги»:
«Уже на кинопробе Барбара продемонстрировала удивительную деликатность в интимных сценах; в ней угадывалась, как это ни странно, подлинно ленинградская интеллигентность, она подходила по возрасту — годы актрисы и героини совпадали. За ее очаровательной внешностью чувствовалась биография, прожитая жизнь, нелегкая судьба. Одним словом, она удовлетворяла если не всем требованиям, то, во всяком случае, большинству из них. Барбара очень профессиональна. Она всегда приходила на съемку готовой, зная наизусть текст (для нее, польки, особенно тяжелый), выучив слова и мелодию песни. Должен сказать, ее пример не вредно было бы перенять некоторым нашим замечательным, но зачастую расхлябанным звездам. Работоспособность Барбары оказалась удивительной: в короткий срок (двухсерийная картина снималась три месяца) она сыграла роль, насыщенную диалогом, на чужом для нее языке. Мне кажется, что в лирических, любовных, драматических сценах она играет безупречно, демонстрируя хороший вкус и поразительную точность чувств».
И нельзя, конечно, не упомянуть о двух соавторах, если можно так выразиться, этой роли. Это Валентина Талызина, которая блестяще озвучила Барбару Брыльскую, и Алла Пугачева, спевшая за нее замечательные песни Микаэла Таривердиева.
Еще одна польская актриса снялась в фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Эва Шикульска сыграла Полину Анненкову. Знаменитый поляк Даниэль Ольбрыхский тоже иногда снимается в российских картинах. Можно его увидеть и в «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова, и в «Турецком гамбите» Джаника Файзиева, и в «Одноклассниках» Сергея Соловьева.
А Эльдару Рязанову довелось поработать еще и с француженкой. Ирен Жакоб исполнила главную роль в его картине «Предсказание». Специально для этой роли Ирен стала учить русский язык. Правда, ее все равно озвучивали, сделала это актриса Анна Каменкова. «Об Ирен Жакоб я могу говорить только восторженные слова — она удивительная, совершенная, трогательная женщина и актриса», — вспоминал Эльдар Рязанов.
Красавец Ален Делон снялся в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Тегеран-43». Правда, это не совсем советский фильм, это совместная работа: в производстве картины принимали участие также Швейцария, Франция и Испания. Но основный костяк съемочной группы, начиная с режиссеров, был наш. Картина вышла в 1981 году. Как сказал режиссер Владимир Наумов: «Конечно, присутствие Делона в картине очень помогло ее успеху. 100 миллионов билетов были проданы у нас в России, это колоссальное количество, это был рекорд в том году. Картина получила главный приз на Московском международном кинофестивале и еще много призов самых разных. Очень хорошо прошла во Франции и была продана во многие страны мира».
Еще один желанный у нас француз — это, несомненно, Жерар Депардье. Впрочем, он давно уже наш. Депардье имеет российский паспорт и довольно часто снимается в России. Очень симпатичный у него, например, эпизод в картине Владимира Меньшова «Зависть богов». Кстати, изначально на эту роль собирались пригласить другого, не менее обаятельного француза — Жан-Поля Бельмондо, но он заболел, и роль досталась Депардье. Когда он получил приглашение в этот фильм, то как раз снимался в Праге, актер сел в свой самолет и на выходные прилетел в Москву. По словам режиссера, работать с Депардье было легко и интересно.
«Это настоящий профессионал, который любит и знает свое дело», — отмечал Владимир Меньшов.