Судьба Бумбараша
Самородок из Алтайского края ворвался в кинематограф стремительно, покорил всех своей обаятельной, лукавой, обезоруживающей улыбкой, прожил яркую, полную событий жизнь и оставил после себя обширную фильмографию, воспоминания о театральных ролях и написанные им книги.
Сейчас уже сложно себе представить в роли веселого парня Бумбараша не Валерия Золотухина. А ведь сначала на главную роль в фильме режиссеров Николая Рашеева и Абрама Народицкого «Бумбараш» пробовался Михаил Кононов. Как вспоминал сам Валерий Сергеевич: «Я подошел к режиссеру и сказал: «Если хотите сделать хороший фильм, берите Кононова, а если хотите заглянуть в вечность — возьмите меня». Сколько лет прошло, а я до сих пор слышу за спиной «наплявать, наплявать…». Да, Бумбараш — это большая творческая удача актера Золотухина, его визитная карточка, которая сопровождала его всю жизнь. Да и песни из картины в исполнении Валерия Золотухина, что называется, ушли в народ.
Но Бумбараш не первая его роль в кино. Выпускник музыкального отделения ГИТИСа, молодой актер легендарного Театра на Таганке дебютировал в кинематографе в 1965 году, сыграв красноармейца Петьку Трофимова в картине Владимира Назарова «Пакет». В 1967 году была «Интервенция» Геннадия Полоки, где Золотухин снимался вместе со своим другом Владимиром Высоцким. Правда, фильм тогда так и не вышел в прокат, лег на полку, и зрители смогли увидеть его лишь в 1987 году. Затем был «Хозяин тайги» Владимира Назарова, где друзья Золотухин и Высоцкий вновь встретились на съемочной площадке. В 1969 году вышли «Цветы запоздалые» Абрама Роома, тут у Золотухина роль Егорушки. В общем, кинематографических простоев у актера не было, снимался он постоянно. И его герои как-то сразу западали в душу, были близки и понятны зрителям, они покоряли своим простым, незамысловатым обаянием и жизнелюбием. Как, например, простодушный Коля Касаткин в прелестной картине Иосифа Хейфеца «Единственная», беззаветно влюбленный в свою очаровательную и немного легкомысленную жену Танюшу Фешеву (Елена Проклова). Кстати, и в этом фильме снимался Владимир Высоцкий. Друзья вместе выходили на сцену родной Таганки, вместе снимались в кино. Валерий Золотухин часто вспоминал Высоцкого и в своих интервью, и в книгах. А он оставил после себя не такое уж маленькое литературное наследие, Валерий Сергеевич выпустил несколько книг, одна из которых — «Таганский домовой» — вышла в 2013 году, в год смерти актера.
В 1979 году Валерий Золотухин сыграл Моцарта в фильме Михаила Швейцера «Маленькие трагедии». «Когда Швейцер пригласил меня сниматься в своей картине, он предложил мне выбрать роль самому — и я выбрал Сальери. Мне показалось, что эта роль еще не сыграна. Наиболее близко к моему пониманию образа приблизился у нас в театре Леня Филатов — очень здорово они с Любимовым это сделали. И вот я выбрал эту роль. «Тогда, — вынес свой приговор Швейцер, — будешь играть Моцарта». А мне один хрен: Моцарт тоже роль ничего, хотя текста вдвое меньше. Да и характер настолько прост, что поди попробуй сыграй, чтобы тебе поверили: ты — Моцарт». Тем не менее Золотухин сыграл так, что поверили!
Театральная судьба актера связана со знаменитой Таганкой. Туда он пришел в 1964 году, впервые вышел на сцену в роли водоноса Ванга в спектакле «Добрый человек из Сезуана», прошел с этим театром весь его сложный и извилистый путь и с 2011 по 2013 год был художественным руководителем Таганки. Практически полную летопись театра можно прочитать в его книгах.
«Я родился с полным отсутствием чувства зависти, понимаете? — сказал Валерий Золотухин в одном из интервью. — Правда, Высоцкий определил это весьма своеобразно: «Золотухин знает, что он — лучше всех, поэтому никому и не завидует».
Независтливые люди — счастливые люди. Поэтому можно, наверное, с полным правом сказать, что замечательный актер Валерий Золотухин прожил счастливую жизнь. Недаром именно ему было доверено спеть песню «Разговор со счастьем», ставшую супершлягером.