Светлана Немоляева: верная и постоянная
Когда говоришь о Светлане Немоляевой, в первую очередь на ум приходят два слова — верность и постоянство. Действительно, эти удивительные качества в полной мере характеризуют Светлану Владимировну как актрису и как женщину.
С 1959 года и по сей день служит в одном театре — Театре имени Маяковского. Там же познакомилась с актером Александром Лазаревым, стала его женой и прожила с ним до его ухода из жизни.
Светлана Немоляева родилась в Москве, ее детство прошло на Плющихе. Искусство, театр присутствовали в ее жизни всегда. Ее отец, Владимир Немоляев, оканчивал ВГИК, был комедийным режиссером. Брат отца Константин был актером Театра имени Маяковского. Сама Светлана после школы поступила в Театральное училище имени Щепкина. Младший брат Николай окончил ВГИК, стал известным оператором. Его дочь Анастасия — актриса. Сын Светланы Немоляевой и Александра Лазарева Александр тоже пошел по стопам родителей, выбрал актерскую стезю. А сейчас семейную династию актеров уже продолжает внучка Немоляевой–Лазарева и дочь Александра — Полина.
«Биография моя — как у многих: поражения, редкие и очень тяжелые победы и разочарования, принесшие мне много горя. И все равно — это актерская жизнь, другой она не бывает. Случай же в любой актерской судьбе — счастливой или нет — всегда присутствует и что-то решает».
В кино Светлана Немоляева дебютировала в 1945 году, сыграв эпизодическую роль в фильме Константина Юдина «Близнецы». В ее творческой биографии есть и главные роли, но, кроме того, она — настоящая королева эпизода. Забыть ее ярких, оригинальных героинь просто невозможно! И одна из первых таких ролей — Оля Рыжова в «Служебном романе». Надо сказать, что Немоляевой удивительно удается балансировать на грани комедии и драмы. Ведь Оля при всей своей комичности и кофте «в жутких розочках» в чем-то персонаж и трагический. И миллионы зрительниц сочувствовали этой женщине средних лет, ощутившей на мгновение дыхание первой любви и так жестоко наказанной за это. После этого фильма актриса получила множество писем. «Казалось бы, могли и осудить: вот бегает за женатым мужчиной. А меня благодарили: «Вы сыграли мою судьбу», — рассказывала Светлана Владимировна. Кстати, фразы про «жуткие розочки» в сценарии не было, ее придумала Лия Ахеджакова. А жена Гуськова в «Гараже» — это просто шедевр! В крошечном эпизоде — вся жизнь, вся судьба, печаль и любовь женщины. И смешно, и до боли трагично! А какой строгий и лаконичный образ у актрисы в картине «Небеса обетованные».
Что касается театральных работ Светланы Владимировны, то на сцене Маяковки она переиграла множество известных, знаковых героинь, от Офелии в «Гамлете» до Коробочки в «Мертвых душах». Те, кто смотрел в этом театре спектакль «Трамвай «Желание», не могут забыть ее Бланш. Как отмечал критик Алексей Биргер: «Роль из разряда труднодостижимых, тут мало играть хрупкость и душевный излом, надо обладать особой, необычной природой дарования. Некоей чудинкой, которую невозможно обрести ни в каком процессе репетиции».
Как-то раз у Светланы Немоляевой спросили, не обидно ли ей, что у большинства она ассоциируется именно с «женой Гуськова», а не с Бланш. «А что поделать?! — мудро ответила Светлана Владимировна. — «Гараж» — это кино. И «Гараж» вышел в то самое время, когда советское кино достигло своего пика. Тогда был Данелия и все его замечательные фильмы, тогда был молодой Рязанов, молодой Тарковский, Гайдай, Сурикова, Кончаловский… Это был высший пилотаж — фильмы, которые до сих пор любят. «Гараж» посмотрели сразу 150 миллионов зрителей. А что такое театр? Тысяча мест и спектакль, который идет далеко не каждый день. Но мне не обидно. Пусть театральная публика — это очень тонкая прослойка общества, но все же у этих людей я ассоциируюсь с Бланш, Саша Лазарев — с Дон Кихотом, Джигарханян — с Сократом. А Гончаров — с десятками спектаклей-шедевров».