Трагический гений с манией совершенства
25 мая день — рождения Олега Даля, актера, которому не суждено было преодолеть сорокалетний рубеж своей жизни: он умер в 39. И не так уж много ролей он оставил после себя, но каждая из них — на вес золота.
Олег Даль родился в подмосковном городе Люблино. Будучи школьником, прочитал лермонтовского «Героя нашего времени» и решил, что станет актером и когда-нибудь сыграет Печорина. Видимо, сразу почувствовал в этом мятущемся персонаже родственную душу. Да и вообще мир Михаила Лермонтова был близок Далю, недаром, поступая в Щепкинское театральное училище, он читал отрывок из «Мцыри». Поступил сразу и попал на легендарный, талантливый курс к Николаю Анненкову. Однокурсниками Даля были Виталий Соломин, Михаил Кононов, Виктор Павлов, Маргарита Фомина. По злой иронии судьбы никого из них сейчас уже нет в живых.
Драматург Эдвард Радзинский как-то сказал об Олеге Дале: «Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль — так можно было только умереть…»
Наверное, режиссеры чувствовали в актере этот трагический надрыв и довольно часто предлагали ему соответствующие роли. И ведь даже, казалось бы, легкие образы в веселых картинах благодаря Далю приобретали глубокий, психологический и философский оттенок. Стоит вспомнить хотя бы его принца Флоризеля, этого благородного скучающего аристократа в чудесном телефильме Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля». Даже его Солдат в детском фильме Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка» не так прост. Кстати, у Кошеверовой он еще снялся в картине «Тень» по пьесе Евгения Шварца, где сыграл две роли: ученого Христиана-Теодора и его Тень. «Передо мной был актер яркой индивидуальности, — рассказывала режиссер Надежда Кошеверова. — Он с интересом думал, фантазировал, иногда совершенно с неожиданной стороны раскрывал заложенное в сценарии. Своеобразная, ни на кого не похожая манера двигаться, говорить, смотреть. Необычайно живой, подвижный». Между прочим, именно Кошеверова посоветовала потом Григорию Козинцеву взять Олега Даля на роль Шута в «Короле Лире».
Или же вспоминается Женя Колышкин в картине Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша». Вот что рассказывал Владимир Мотыль: «Первая же встреча с Олегом обнаружила, что передо мной личность незаурядная, что сущность личности артиста совпадает с тем, что необходимо задуманному образу. Это был тот редкостный случай, когда артист явился будто из воображения, уже сложившего персонаж в пластический набросок».
Олег Даль обладал врожденным аристократизмом и элегантностью. Этому действительно сложно научить, таким надо родиться. И, как ни странно, эти качества делали актерское присутствие Даля абсолютно органичным как в фильмах на современную тематику, так и в картинах, рассказывающих истории давних лет. Прекрасен он и в роли Лаевского фильме Иосифа Хейфеца «Плохой хороший человек» по повести Антона Чехова «Дуэль», и в образе Евгения Крестовского в «Земле Санникова», хорош и его Скорин (Пауль Кригер) в «Варианте «Омега». А как дьявольски притягателен его преступник Борис Брунов в детективном фильме «Золотая мина». Вообще, этот довольно средний детективчик, что называется, делают великолепные актеры. Одна только сцена в кафе с участием Олега Даля и Любови Полищук — это отдельный «бриллиантик», это мини-шедевр, образец высочайшего мастерства актеров. Только из-за одного этого эпизода хочется пересматривать этот фильм снова и снова. Так же, как и фильм «Не может быть!», где Даль поет песенку про озорного мальчика-купидона.
Плодотворным для Олега Даля оказалось сотрудничество с режиссером Анатолием Эфросом. Он дал актеру возможность воплотить давнюю мечту — сыграть Печорина в телеспектакле «По страницам журнала Печорина». У Эфроса Даль снялся также в картине «В четверг и больше никогда». «Даль ничего не делал формально, у него всё наполнялось содержанием, и каким! — вспоминал Анатолий Эфрос. — Я торопился снимать, не спрашивал, понял ли Олег какие-то мои пояснения, а пленка потом отражала не иллюстрацию к пояснениям, а нечто самостоятельное и значительное».
За два года до ухода из жизни сбылась еще одна мечта Олега Даля — он сыграл Зилова в экранизации пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» (фильм Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре»). Об этой роли он грезил с того момента, как прочитал пьесу. И этот фильм невольно стал своеобразным прощанием актера и с кинематографом, и, как потом, увы, оказалось, с жизнью.
Олег Даль умер 3 марта 1981 года в Киеве, находясь там на съемках. Похоронен актер на Ваганьковском кладбище.