Внимание, мотор… в историческом интерьере. Достопримечательности, попавшие в кинокадр
Где проходила «погоня за демонами»? Из какого окна спускался Андрей Миронов на ковровой дорожке? И какой российский вокзал притворялся английским Паддингтоном? Узнаем вместе с Натальей Летниковой.
«Иван Васильевич меняет профессию». В путешествие по времени герои картины отправились в Ростов Великий Ярославской области. Натурные эпизоды снимались в Кремле: погоня за «демонами», народные волнения и отправка войск в военный поход. Памятник русского зодчества как нельзя более соответствует атмосфере времен Ивана Грозного и пожеланиям, высказанным режиссеру, — «экскурс в прошлое не должен иметь конкретно-исторический характер». Картина Леонида Гайдая стала лидером советского проката 1973 года, собрав в кинотеатрах 60 миллионов человек. А первыми зрителями поневоле оказались иностранные туристы.
«Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного». А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг».
Сельскохозяйственная выставка в качестве съемочной площадки. ВДНХ — визитная карточка картины «Свинарка и пастух». Началась история фильма тоже с выставки. Иван Пырьев однажды купил шкатулку. На крышке был нарисован пастух и босоногая девушка в окружении поросят. Режиссер решил перенести идиллическую картинку на экран. В качестве места для съемок выбрал идеальную деревню Всесоюзной сельскохозяйственной выставки образца 1939 года — выставочный объект, куда приезжали наравне с Глашей — Мариной Ладыниной и Мусаибом — Владимиром Зельдиным настоящие свинарки и пастухи, доярки и трактористы.
Историческая реконструкция. Киноэпопею «Освобождение» режиссер фильма, фронтовик Юрий Озеров старался снимать в местах реальных событий. Исключением стал лишь эпизод на Курской дуге . В местах ожесточенных боев все еще оставались неразорвавшиеся бомбы, и битву снимали в окрестностях Переславля-Залесского. Съемки картины проходили в Германии, Польше, Италии. В Крыму, в Ливадийском дворце, снимали эпизоды Ялтинской конференции — исторической встречи Сталина, Черчилля и Рузвельта. Итальянский дворик дворца стал местом действия множества советских кинокартин. Здесь переносили на пленку «Овода» и «Отелло» , «Двенадцатую ночь» и «Анну Каренину».
«Невероятные приключения итальянцев в России». Съемочная группа немало поколесила по Москве и Петербургу, богатому каменными львами, превратив кинокартину в настоящий кинопутеводитель. Один из самых ярких моментов фильма-погони — Андрей Миронов, свисающий из окна гостиничного номера шестого этажа на ковровой дорожке. Эпизод снимался в знаменитой «Астории». В этом же историческом отеле проходили съемки фильма «Мелодии белой ночи» с участием Юрия Соломина и Комаки Курихара. А столовыми приборами, переданными отелем на киностудию «Ленфильм», пользовались Шерлок Холмс и доктор Ватсон в картине Игоря Масленникова.
А события фильма о знаменитом английском сыщике разворачивались в том числе на первом в России вокзале — Витебском, в Петербурге. Здание в стиле модерн сыграло роли сразу двух лондонских вокзалов — Виктории в картине «Смертельная схватка» и Паддингтона в серии «ХХ век начинается». Витебский вокзал появлялся на экране более сотни раз — в клипах и фильмах. Стал Витебский и «Вокзалом для двоих»: в здании снималось несколько эпизодов. Но местом действия основных ресторанных сцен Заступинска и прогона поездов стал Рижский вокзал в Москве. Пешеходный мост Людмила Гурченко переходила на станции Лосиноостровская. Первые зрители фильма — заключенные колонии, где герой Олега Басилашвили отбывал наказание.
Поездкой по Золотому кольцу России стали съемки картины Андрея Тарковского «Андрей Рублев». В поисках картинки Руси ХV–ХVI столетий съемочная группа исколесила немало городов. В кадр попали белокаменные памятники древнерусского зодчества Владимира и Суздаля, нашествие татар снимали в Пскове, а под Изборском пришлось даже построить вход в храм, чтобы затем сжечь его в кадре, в сцене пожара. Несколько эпизодов снимали в Москве — в Спасо-Андрониковом монастыре. Келья в обители стала пристанищем Андрея Рублева в последние годы жизни иконописца. С 60-х годов ХХ века здесь располагается Музей древнерусского искусства, открытый по указу Сталина.
Сталинские высотки — как образец высокой архитектуры не только столицы, но и масштабов всей страны Советов. Одно упоминание киношных героев — как признание особого статуса. Родители Маргариты из «Покровских ворот» живут в высотке на Котельнической набережной. А в дом на площади Восстания, ныне Кудринской площади, переезжают Катерина со своей «очень аккуратной» подругой Людмилой в картине «Москва слезам не верит». На ступенях возле кинотеатра «Иллюзион» девушки встречают кинозвезд первой величины. Леонид Харитонов и Георгий Юматов — как символ чего-то недостижимого, иллюзорной мечты. Той мечты, которой для многих было и остается кино.