«Звезда пленительного счастья». Больше 40 лет на экране
«Понравился ли фильм? Три раза слеза набегала…» — резюмировалось в одной из первых рецензий на фильм режиссера Владимира Мотыля. В 1975 году в журнале «Советский экран» о картине говорили и историк Натан Эйдельман, и литературовед Лев Аннинский. Ни одного уважаемого критика «Звезда пленительного счастья» равнодушным не оставила.
Владимир Мотыль признавался, что сюжет о декабристах и их женах перекликается с судьбой его семьи. В Сибирь к мужу-арестанту когда-то отправилась мать режиссера — Берта Антоновна Левина.
Снимать картину не разрешали много лет. Темой заинтересовались в канун 150-летия восстания на Сенатской площади. Владимир Мотыль написал заявку на фильм «Комета — судьба моя», основанную на мемуарах Полины Гёбль (в замужестве Прасковьи Анненковой), но получил отказ, так как главной героиней была француженка. Так появился известный зрителю сюжет.
«Это был единственный случай, когда я прислушался к указанию редакторов и свел в один поток три истории: Екатерины Трубецкой, Марии Волконской и Прасковьи Анненковой», — рассказывал режиссер.
Несмотря на новое прочтение, на «Мосфильме» сценарий не приняли, и Владимир Мотыль предложил картину студии «Ленфильм». Однако финансирование картины было урезано вдвое, и от заявленных трех миллионов рублей группа получила всего полтора. Картину помогли снять ленинградцы.
«Жители города, — вспоминал режиссер впоследствии, — свою тему приняли близко к сердцу и, несмотря на запреты чиновников пускать нас в музеи, давать нам подлинный реквизит, нас пускали везде».
Для съемочной группы «Звезды пленительного счастья» были открыты не только двери дворца в Петергофе, но и Зимний дворец, куда попасть было особенно тяжело.
Священной память о декабристах оказалась и для сибиряков. Актеры массовки отказывались от денег за работу. Благодаря местному правительству, острог, в котором находились каторжники после работы, был построен из фондового дерева в натуральную величину. Эскизом для декорации послужили рисунки декабриста Николая Бестужева.
Владимир Мотыль нетерпимо относился к любым историческим неточностям. Однажды заставил полностью переснять сцену с Раевским, когда увидел, что на кителе героя неправильно расположены ордена. Именно по просьбе режиссера библиотеки выдавали участникам съемок книги из закрытых отделов хранения. Так изучала биографию своей героини звезда Малого театра актриса Татьяна Панкова, сыгравшая мать Ивана Анненкова.
Сегодня картина «Звезда пленительного счастья» в первую очередь знаменита звездным актерским составом, но в начале съемок за утверждение малоизвестных актеров пришлось побороться. Режиссер отвоевывал и Ирину Купченко, сыгравшую роль Екатерины Трубецкой, и Наталью Бондарчук, воплотившую на экране образ Марии Волконской.
Самым сложным оказалось уговорить руководство Госкино утвердить на роль молодого Игоря Костолевского. Чтобы добиться своего, режиссер пошел на хитрость:
«Я не снимал его несколько месяцев, чтобы не раздражать Госкино, но дал Игорю поручение пойти в конноспортивную школу. Группа не верила в то, что он может играть эту роль. И вот под Псковом, когда снимали летние сцены, я подстроил встречу с Костолевским. Группа увидела, что вдалеке в мундире кавалергарда скачет всадник, переходит в галоп, подскакивает ко мне и сходу спрыгивает с коня. Это был Игорь».
Позже дуэт Игоря Костолевского и Эвы Шикульской назовут одним из самых удачных в картине. «Без Анненкова и его прелестной Полины фильм был бы, пожалуй, недостаточно молод», — отметил Натан Эйдельман.
Совсем другой картина была бы и без романса Исаака Шварца и Булата Окуджавы.