Звезда с открытки

Звезда с открытки

В 1950–60-е самым простым ресурсом социологического исследования в области кино было наличие или отсутствие в продаже открыток с портретами актеров. Так вот, открытки с портретом Аллы Ларионовой считались дефицитом, хотя новые и новые тиражи печатались постоянно. Их раскупали мгновенно! Так восполнялся дефицит красоты.

Звезда с открытки

Алла Ларионова. Репродукция. Фотография: ИТАР–ТАСС

В начале 50-х Алла Ларионова была первой красавицей советского кино. Статная блондинка с огромными серо-голубыми глазами, с чувственным ртом обладала не только яркой внешностью, но и темпераментом, обаянием, жизнелюбием. Она рано начала сниматься, еще учась во ВГИКе. Тогда у взрослых-то актеров было мало работы — руководство страны велело кинематографистам взять курс на шедевры, не распыляться по мелочам. А Ларионова защищала диплом в институте несколькими полнометражными фильмами, в которых успела сняться в годы учебы… Дебютировала актриса в киносказке Александра Птушко «Садко» 1952 года, в роли Любавы, невесты главного героя. «Фильм, отмеченный «Серебряным львом» Венецианского фестиваля (куда дебютантка поехала в чужом, «государственном» платье), навсегда запечатлел эталонный женский облик советских 1950-х: здоровая пышность натуральных античных форм в сочетании с умопомрачительной сероглазой невинностью, очаровательной суровостью и обязательным для русской женщины умением ждать суженого из-за тридевяти земель», — писала киновед Лилия Шитенбург в «Новейшей истории отечественного кино».

1954-й и 1955-й — пик актерской карьеры Ларионовой. Один за другим выходят на экраны фильмы: «Анна на шее» Исидора Анненского и «Двенадцатая ночь» Яна Фрида. «Анна на шее» имела оглушительный успех — причем долгие годы! Ларионова в роли чеховской Анны оказалась, как говорится, стопроцентным попаданием. Актриса любила жизнь, комфорт, красоту, праздник — все это нашло выражение в образе молодой жены старого чиновника. Анюта–Ларионова бросается в водоворот светских развлечений с аппетитом изголодавшегося человека, жадно поглощает все, что предлагает новая жизнь. В ее резвости, впрочем, уже различимы ноты тоски. Законной любви в жизни Анюты не будет, счастье придется вырывать тайком.

Алла Ларионова

Кадр из фильма «Садко»

Алла Ларионова

Кадр из фильма «Анна на шее»

Алла Ларионова

Кадр из фильма «Двенадцатая ночь»

Блеснув, как яркая комета, в 50-е, Алла Ларионова никогда уже не имела в кино таких интересных, значительных работ. Судьба подарила ей ранний бурный успех, но отказала в протяженности актерского пути. Из дальнейших ее ролей можно вспомнить, пожалуй, Наташу из «Трех сестер» Самсона Самсонова, роскошную женщину при скромном, странном мужчине в фильме Петра Тодоровского «Фокусник», колоритную мещанку в картине Семена Туманова «Ко мне, Мухтар!». В 60–70-е Ларионова снималась, но мало, в ролях второстепенных, а то и вовсе эпизодических. Со своим мужем, актером Николаем Рыбниковым, Ларионова много ездила по стране — с фильмами и выступлениями. Они были яркой звездной парой. Алла любила быть на людях, комфортно себя чувствовала в любой компании. А Рыбников в жизни был человеком застенчивым, страдал от того, что везде его узнают. Их союз подтверждал тезис о противоположностях, которые притягиваются.

Фильмография Аллы Ларионовой не так велика, как могла бы быть. А зрительскую любовь она вызывала огромную, да и сегодня кинопленка излучает свет ее красоты и обаяния. Об обстоятельствах жизни Ларионовой до сих пор судачат. Потому что она была больше чем актриса — она была звезда. Яркая индивидуальность, копировать которую бессмысленно.


Обсуждение закрыто.