Звезда с открытки
В 1950–60-е самым простым ресурсом социологического исследования в области кино было наличие или отсутствие в продаже открыток с портретами актеров. Так вот, открытки с портретом Аллы Ларионовой считались дефицитом, хотя новые и новые тиражи печатались постоянно. Их раскупали мгновенно! Так восполнялся дефицит красоты.
В начале 50-х Алла Ларионова была первой красавицей советского кино. Статная блондинка с огромными серо-голубыми глазами, с чувственным ртом обладала не только яркой внешностью, но и темпераментом, обаянием, жизнелюбием. Она рано начала сниматься, еще учась во ВГИКе. Тогда у взрослых-то актеров было мало работы — руководство страны велело кинематографистам взять курс на шедевры, не распыляться по мелочам. А Ларионова защищала диплом в институте несколькими полнометражными фильмами, в которых успела сняться в годы учебы… Дебютировала актриса в киносказке Александра Птушко «Садко» 1952 года, в роли Любавы, невесты главного героя. «Фильм, отмеченный «Серебряным львом» Венецианского фестиваля (куда дебютантка поехала в чужом, «государственном» платье), навсегда запечатлел эталонный женский облик советских 1950-х: здоровая пышность натуральных античных форм в сочетании с умопомрачительной сероглазой невинностью, очаровательной суровостью и обязательным для русской женщины умением ждать суженого из-за тридевяти земель», — писала киновед Лилия Шитенбург в «Новейшей истории отечественного кино».
1954-й и 1955-й — пик актерской карьеры Ларионовой. Один за другим выходят на экраны фильмы: «Анна на шее» Исидора Анненского и «Двенадцатая ночь» Яна Фрида. «Анна на шее» имела оглушительный успех — причем долгие годы! Ларионова в роли чеховской Анны оказалась, как говорится, стопроцентным попаданием. Актриса любила жизнь, комфорт, красоту, праздник — все это нашло выражение в образе молодой жены старого чиновника. Анюта–Ларионова бросается в водоворот светских развлечений с аппетитом изголодавшегося человека, жадно поглощает все, что предлагает новая жизнь. В ее резвости, впрочем, уже различимы ноты тоски. Законной любви в жизни Анюты не будет, счастье придется вырывать тайком.
Блеснув, как яркая комета, в 50-е, Алла Ларионова никогда уже не имела в кино таких интересных, значительных работ. Судьба подарила ей ранний бурный успех, но отказала в протяженности актерского пути. Из дальнейших ее ролей можно вспомнить, пожалуй, Наташу из «Трех сестер» Самсона Самсонова, роскошную женщину при скромном, странном мужчине в фильме Петра Тодоровского «Фокусник», колоритную мещанку в картине Семена Туманова «Ко мне, Мухтар!». В 60–70-е Ларионова снималась, но мало, в ролях второстепенных, а то и вовсе эпизодических. Со своим мужем, актером Николаем Рыбниковым, Ларионова много ездила по стране — с фильмами и выступлениями. Они были яркой звездной парой. Алла любила быть на людях, комфортно себя чувствовала в любой компании. А Рыбников в жизни был человеком застенчивым, страдал от того, что везде его узнают. Их союз подтверждал тезис о противоположностях, которые притягиваются.
Фильмография Аллы Ларионовой не так велика, как могла бы быть. А зрительскую любовь она вызывала огромную, да и сегодня кинопленка излучает свет ее красоты и обаяния. Об обстоятельствах жизни Ларионовой до сих пор судачат. Потому что она была больше чем актриса — она была звезда. Яркая индивидуальность, копировать которую бессмысленно.