Что почитать на праздниках?
В год в России выпускается около 100 тысяч новых книг, появляются десятки ранее неизвестных авторов. Как выбрать, что почитать? «Культура.РФ» рассказывает о современных авторах, которые в последние годы стали лауреатами самых крупных российских литературных премий, чьи книги месяцами возглавляют рейтинги продаж книжных магазинов. К ним благосклонно относятся критики, о них лестно отзываются знаменитые писатели, но главное — их книги стали важными событиями в культурной жизни страны.
Евгений Водолазкин
Профессор по древнерусской литературе, научный сотрудник Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге, ученик Дмитрия Лихачева, настоящий петербуржский интеллигент — так еще несколько лет назад представляли Евгения Водолазкина на лекциях, конференциях, встречах. Теперь он не только один из самых многообещающих авторов современной русской литературы, но и один из самых известных: в редком магазине не увидишь его книги, имя Водолазкина в лидерах по запросам в библиотеках.
В 2012 году он буквально ворвался в литературное пространство с романом «Лавр». И чем более неожиданным был успех для автора (о чем он не раз говорил), тем большим оказывался читательский спрос. «Лавр» один из немногих примеров последних лет, когда читательский вкус совпал с выбором критики. Роман получает две самые «высокобюджетные» отечественные премии — «Большая книга» и «Ясная Поляна» и за два года после выхода, помимо России, становится популярен за рубежом — сегодня «Лавр» переведен на 23 языка.
Последней новостью стали известия о покупке прав на полнометражную экранизацию романа. В книге словно сошлось все, что ждал придирчивый критик и жадный до хорошего чтения читатель, — богатый язык, любопытная литературная стилистика и лексика древнерусских житий, интересно пересказанная история средневекового старца и целителя, в которой сплетаются несколько исторических сюжетов, цельность и красота художественных образов, помогающие привить вкус широкого читателя к литературе.
Это не первый роман автора. Ранее выходили романы «Похищение Европы» (2005) и «Соловьев и Ларионов» (2009). Кроме того, Евгений Водолазкин — составитель нескольких книг о Дмитрии Лихачеве — «Дмитрий Лихачев и его эпоха» (2002) и «Часть суши, окруженная небом» (2010) — рассказы, воспоминания о жизни на Соловецких островах в разные исторические периоды. По следам «Лавра» в 2013 году выходит сборник «Совсем другое время», объединивший повести и рассказы, написанные ранее.
После первого успеха «все стали ждать второго «Лавра», как не раз говорил сам автор. Но опытный филолог и знаток литературы, Евгений Водолазкин знал, что второго «Лавра» писать нельзя». На этот раз автора увлекла история ХХ века, а точнее, события столетней давности — революция 1917 года и ее последствия. Литературная премьера весны 2016 года вышла под названием «Авиатор». Еще до выхода книги отрывок текста по всей стране писали в рамках образовательного проекта «Тотальный диктант», а рисунок для обложки книги сделал художник Михаил Шемякин. Роман ожиданий — со дня выхода и до конца 2016 года книга находится в топе продаж крупнейших магазинов, у нее большое количество благожелательных отзывов в прессе и в итоге — премия «Большой книги». Сегодня автор работает над новым романом, который будет посвящен эпохе второй половины прошлого столетия.
Гузель Яхина
Еще один яркий, можно сказать неожиданный литературный дебют. Молодая писательница из Казани Гузель Яхина сначала долго искала возможность реализации своего киносценария «Зулейха открывает глаза», а потом — предлагала издательствам одноименный роман, но его не брали даже столичные толстые журналы (что никак не говорит о качестве прозы). Наконец, текст был опубликован в новосибирском журнале «Сибирские огни». Но настоящей удачей стало то, что рукопись оказалась в руках Людмилы Улицкой. История раскулачивания казахских татар, переплетенная с горькой участью других народов СССР 30-х годов, полная живописных образов и талантливо изложенная крепким стилем в жанре реализма, не оставила знаменитую писательницу равнодушной, и она порекомендовала роман своему издателю.
«Роман обладает главным качеством настоящей литературы — попадает прямо в сердце. Рассказ о судьбе главной героини, татарской крестьянки времен раскулачивания, дышит такой подлинностью, достоверностью и обаянием, которые не так уж часто встречаются в последние десятилетия в огромном потоке современной прозы», — позже напишет Людмила Улицкая в предисловии к роману.
Литературная судьба романа чем-то схожа с судьбой «Лавра» Водолазкина. В 2015 году «Зулейха открывает глаза» также получает премии «Большая книга» и «Ясная Поляна», переводится на 20 языков, получает огромное количество благодарных отзывов от читателей и надолго остается в топе продаж. После литературного успеха экранизировать книгу в виде восьмисерийного фильма вызвался телеканал «Россия-1». По признанию автора, ее мечта, чтобы главную роль в сериале сыграла Чулпан Хаматова, также родившаяся в Казани.
Валерий Залотуха
До 2015 года имя Валерия Залотухи известно скорее в мире кино — многолетним сотрудничеством с Владимиром Хотиненко. Валерий Залотуха стал сценаристом множества известных фильмов — «Макаров», «Мусульманин», «Рой», «72 метра», позже он снимал документальные фильмы. А что в литературе? В 2000 году опубликованная в «Новом мире» повесть «Последний коммунист» попадает в финальный список «Русского Букера», малозамеченными выходят повести «Великий поход за освобождение Индии», «Макаров». С тех пор имя Залотухи исчезло где-то за литературными горизонтами, чтобы громко заявить о себе два года назад. Именно тогда из печати выходит двухтомный, почти в 1700 страниц и по объему едва ли не больше «Войны и мира» роман «Свечка». Книга оказалась редким явлением современной литературы. Огромный размер романа, выросшего из рассказа; 12 лет, которые автор потратил на ее написание; тема — «лихие 90-е», без какой-либо, казалось бы, отсылки к исторической тематике… Все это не совсем в традиции нынешней прозы, которая обычно пишется быстро, в напечатанном виде отлично помещается в карман пальто и является результатом четко реализованной задумки автора, «литературным проектом», с рассчитанной еще до написания читательской аудиторией.
Книга вызвала отзывы не столько у читателя и критика, сколько у коллег-литераторов, которые сразу разглядели в многостаночном фолианте серьезную, искреннюю попытку создания того самого большого русского романа, по которому регулярно ностальгирует читатель и который со времен Распутина, Солженицына и Астафьева едва ли не забыт писателями.
«Я боюсь, все предыдущие киносценарии и литературные заслуги Залотухи померкнут перед романом «Свечка» и его будут помнить как автора этих двух массивных томов… — говорит о книге Дмитрий Быков. — «Свечка » — это роман о хорошем русском человеке, чего сейчас практически нет. Это очередное русское «хождение по мукам». Но обаяние этого героя таково, что все происходящее с ним вызывает у нас глубочайшее сочувствие».
Возможен ли «большой роман» сегодня? Возможно ли в таком стиле описать только что ушедшую эпоху 90-х годов?.. Все эти вопросы всколыхнули литературную общественность, что выразилось в присуждении роману премии «Большая книга» за 2015 год. Драматичность ситуации добавила ранняя и внезапная смерть автора — буквально за несколько недель до презентации «Свечки».
В 2016 году в издательстве «Время» вышла книга «Мой отец, шахтер», вобравшая в себя едва ли не всю художественную прозу автора, написанную до «Свечки». Готовится к изданию собрание сценариев Валерия Залотухи.
Алиса Ганиева
Вот уже более 15 лет в России существует крупнейшая молодежная литературная премия «Дебют» под руководством писательницы Ольги Славниковой. Вручение премии 2010 года обернулось интригой — победитель в номинации «Крупная проза» — никому не известный автор Гулла Хирачев с повестью «Салам тебе, Далгат!» — оказался молодым литературоведом Алисой Ганиевой. По национальности — аварка, выпускница Литературного института им. Горького, Алиса Ганиева открыла в современной русской литературе (что важно — молодежной) тему культуры Кавказа, а точнее — родного Дагестана. Автор сосредотачивает внимание читателя на особенностях традиций и темперамента, а главное — на европеизации Дагестана и всего Кавказа, пытается разобраться, как республики вливаются в новый ХХI век, с какими трудностями сталкиваются, к каким новшествам приспосабливаются, а что отвергают.
В 2010 году выходит сборник критики Алисы Ганиевой «Полет Архиоптерикса», в 2012-м роман «Праздничная гора» попадает в шорт-лист премии «Ясная Поляна», а роман 2015 года «Жених и невеста» становится финалистом «Русского Букера» и «Студенческого Букера». Все они также посвящены тематике Кавказа. Книги Алисы Ганиевой переведены на несколько языков и удостоились большого количества рецензий за рубежом.
Сергей Беляков
Имя Сергея Белякова впервые громко прозвучало в 2013 году, когда за исследование «Гумилев, сын Гумилева» он был удостоен премии «Большая книга». Историк по образованию, редактор литературного журнала «Урал» (и сам выходец из Екатеринбурга), Сергей Беляков работает в жанре нон-фикшен. «Гумилев, сын Гумилева» — не просто исследование увлекательной биографии знаменитого историка-востоковеда. Это биография сына двух великих поэтов Серебряного века, символично переплетенная с историей ХХ века. Второй книгой Сергея Белякова стала премьера 2016 года «Тень Мазепы». Книга не удостоилась высоких наград, но упрочила авторитет автора как серьезного исследователя, работающего на грани литературы и истории.
Кто-то скажет, это же нон-фикшен, причем здесь список писателей? Споры на этот счет ведутся давно, и так же давно нон-фикшен признан как часть литературы. Чего только стоят лауреаты той же «Большой книги» — первый обладатель этой премии 2005 года Дмитрий Быков (за биографию Бориса Пастернака) и победитель нынешнего 2016 года Леонид Юзефович (за летопись Гражданской войны). Прошлогоднее вручение Нобелевской премии по литературе Светлане Алексиевич, работающей в жанре документальной прозы, лишь упрочило позиции этого жанра в литературных рядах и требует пристального внимания читателя.