Декабрист без декабря. 5 амплуа Петра Вяземского
Петр Вяземский начал писать стихи еще в детстве, но поэзия не стала его единственным увлечением. Он создавал политические памфлеты и эпиграммы, критические статьи и мемуарные очерки, а в 1866 году стал первым председателем Императорского исторического общества. Вспоминаем творчество Петра Вяземского и его литературные идеи.
«Мой Аполлон — негодованье!»
Когда отец Петра Вяземского умер, юноше назначили опекуна — Николая Карамзина. «Второй отец» познакомил мальчика со многими писателями и поэтами. Первое произведение юный Вяземский написал, когда ему было десять лет — это была трагедия на французском языке «Эльмира и Фанор». Однако впервые опубликовался он только через шесть лет. «Послание к … в деревню» вышло с подписью «К. П. В….ий» в журнале «Вестник Европы». Только в 1814 году Вяземский стал ставить под стихотворениями свою фамилию.
В молодости Петр Вяземский поддерживал идеи отмены крепостного права и введения конституции. Поэт критиковал власть, та «отвечала ему взаимностью»: Вяземскому запрещали выезжать за границу, за ним следила полиция. В 1820-е годы поэт написал стихотворения «Негодование», «Послание к Каченовскому», «Волнение». За политическую лирику Вяземского прозвали «декабрист без декабря». Его фраза «Мой Аполлон — негодованье!» стала своеобразным девизом гражданской поэзии XIX века.
Мой Аполлон — негодованье!
При пламени его с свободных уст моих
Падет бесчестное молчанье
И загорится смелый стих.
В середине 1820-х автор стал более осторожным. В письме к Александру Пушкину, сосланному в Михайловское, Вяземский написал: «Ты довольно сыграл пажеских шуток с правительством; довольно подразнил его, и полно!» В 1829 году поэт написал открытое обращение к Николаю I «Моя исповедь».
«Если обвинение падает на какое-нибудь мое сочинение, прошу обвинения и потребования меня в ответу; если на мои частные письма — прошу выслушать мое сознание и оправдание. Возмутительных сочинений у меня на совести нет. В двух так называемых либеральных стихотворениях моих «Петербург» и «Негодование» отзывается везде желание законной свободы монархической, и нигде нет оскорбления державной власти».
Вскоре после обращения к царю Вяземского приняли на государственную службу.
«Иван-царевич» эпиграмм
Стихи Вяземский писал в разных жанрах — басни, дружеские послания, политические памфлеты. Но известным среди московских литераторов молодого поэта сделали эпиграммы.
«В это же время в Москве явилось маленькое чудо. Несовершеннолетний мальчик Вяземский вдруг выступил вперед, и защитником Карамзина от неприятелей, и грозою пачкунов, которые, прикрываясь именем и знаменем его, бесславили их… <…> Дитя молодое, пусть еще тешится; а дитя куда тяжел был на руку! Как Иван-царевич, бывало, князь Петр Андреевич кого за руку — рука прочь, кого за голову — голова прочь».
Идеи Вяземского о взаимосвязи передовой литературы и политической борьбы обеспечили его литературными оппонентами на долгие годы. Вместе с Пушкиным он писал эпиграммы на Фаддея Булгарина, а вместе с Боратынским — на Николая Полевого. Под «прицел» поэта попали Михаил Дмитриев и Александр Писарев, раскритиковавшие «Горе от ума», сотрудники журналов «Беседа» и «Вестник Европы» и многие писатели-современники.
Талант он свой зарыл в «Дворянское гнездо»,
С тех пор бездарности на нем оттенок жалкий,
И падший сей талант томится приживалкой
У спадшей с голоса певицы Виардо.
«Родиться критиком нельзя»
Первые критические статьи Петр Вяземский публиковал в «Московском телеграфе» Николая Полевого — первом российском энциклопедическом журнале. Позже он перешел в «Литературную газету», а затем — в «Современник» Пушкина. Вяземский писал о русском романтизме, политической литературе, защищал использование в стихах галлицизмов.
«Можно родиться поэтом, оратором: но родиться критиком нельзя. Поэзия, красноречие — дары природы; критика — наука; ее следует изучать. <…> Кроме науки и многоязычного чтения для критика нужен еще вкус. Это свойство и врожденное, родовое, и благоприобретенное; вкус изощряется, совершенствуется учением, сравнением, опытностью».
Критик не только писал статьи для журналов. В конце 1840-х годов вышла книга Вяземского о Денисе Фонвизине. В ней критик изучил творчество писателя, учитывая его биографию и культурную эпоху тех лет. Петр Вяземский впервые в России применил эти методы — раньше ими пользовались только европейские критики.
Вяземский критиковал социал-демократические идеи Виссариона Белинского и эстетику натуральной школы. В статье «Воспоминания о 1812 годе» он рассуждал о том, что Лев Толстой в романе «Война и мир» искажает историю и умаляет величие Отечественной войны.
Автор «Прелюбопытной хроники»
Петр Вяземский постоянно вел записные книжки. Он делал пометки о своей жизни, разных событиях, записывал модные анекдоты, услышанные разговоры и собственные размышления. Его привлекали бытовые мелочи и забавные незначительные происшествия. В 1870 году «прелюбопытная хроника», как называл ее автор, была опубликована под названием «Старая записная книжка».
Вяземский писал и мемуарные очерки — в основном о деятелях русской культуры конца XVIII — начала XIX века. Он был близким другом Александра Пушкина: они вместе учились в Лицее, состояли в литературном обществе «Арзамас» и часто беседовали о литературе. Позже Вяземский стал автором своеобразной пушкинианы: он создал мемуарные приписки к своим ранним критическим статьям, посвятил Пушкину раздел в статье «Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина» и строки в «Автобиографическом введении», написал очерк «Мицкевич о Пушкине».
Председатель исторического общества
Петр Вяземский стал одним из основателей Императорского Исторического общества и первым его председателем. Общество было создано в 1866 году в Петербурге. Организация подчинялась Министерству народного просвещения, ее устав утвердил император Александр II.
«Мы все — дети великих царствований Екатерины ІІ, Александра І, Николая І. <…> Теперь, вместе с Высочеством, мы с любовью и благоговением отыскиваем сохранившиеся, но мало известные следы минувших государственных событий, следы именитых деятелей, которые в них участвовали и славными личностями своими олицетворили замечательные исторические эпохи».
Члены Исторического общества систематизировали документы и материалы об истории России, а после распространяли их по губерниям. Так новые факты об истории страны становились известны ученым в самых отдаленных уголках. Регулярно печатался «Сборник Русского исторического общества». В него входили самые интересные научные материалы — редкие или неизвестные документы. Многие из них Петр Вяземский отыскивал благодаря своим связям в аристократических и литературных кругах Москвы. За 49 лет работы общества его участники выпустили 148 томов сборника.
Автор: Диана Тесленко