Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама

Во второй половине XIX века вошла в моду забота о здоровье и личной гигиене. Любой мог зайти в аптеку и купить порошки для мгновенного похудения, мыло от веснушек и почти волшебные жидкости, способные обратить лысины в буйные кудри. Портал «Культура.РФ» изучил рекламные объявления в дореволюционных журналах и узнал, что можно было приобрести в аптеках и магазинах той эпохи.

Правильное питание

Дореволюционная реклама продуктов здорового питания.

Дореволюционная реклама продуктов здорового питания.

Дореволюционная реклама продуктов здорового питания.

Дореволюционная реклама продуктов здорового питания.

Дореволюционная реклама продуктов здорового питания.

Дореволюционная реклама продуктов здорового питания.

В начале XX века в аптеках и аптечных магазинах (которые больше были похожи на хозяйственные магазины) появились пищевые добавки. Также здесь хозяйка могла приобрести лаки и порошки для окрашивания яиц, ваниль — в палочках и толченную с сахаром, шафран, корицу, фруктовую эссенцию, кардамон, винный уксус.

Производители нередко играли на любви потребителя ко всему иностранному, поэтому приписывали продуктам заграничное происхождение. В то время можно было купить не только французскую минеральную воду «Виши», но и бразильское мыло да Коста, французский одеколон и английские пилюли от бессонницы.

Дореволюционная реклама продуктов здорового питания.

Дореволюционная реклама продуктов здорового питания.

Дореволюционная реклама продуктов здорового питания.

Дореволюционная реклама продуктов здорового питания.

Пищевые добавки, которые пользовались спросом у потребителей, нередко подделывали. Поэтому в объявлениях часто предупреждали, что покупать продукцию нужно только в проверенных аптеках и магазинах.

Большое внимание уделяли личности самого фармацевта — средство часто называли по имени того, кто его придумал. Аптекарям в XIX веке реклама помогала не только увеличивать продажи, но и поддерживать репутацию образованного человека, у которого есть собственные изобретения.

Из продуктов питания на страницах журналов чаще всего мелькали диетические препараты доктора Ламанна, американская овсянка «Геркулес» в коробках, «вкусный мясной бульон» «Магги» в кубиках.

Декоративная и лечебная косметика

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Если в наше время женский стандарт красоты диктует легкий загар, то в конце XIX века дамами почиталась белизна кожи. Лицу женщины полагалось быть не только белым, но и чистым — веснушки, экзема и краснота были недопустимы. В аптеках появился огромный выбор лечебной и декоративной косметики.

Уже тогда женщины вели активную борьбу с признаками старения. Для этого они использовали не только крема и всевозможные притирания, но и сложные агрегаты. Например, популярностью пользовались паровые ванны компании «Ралле и Ко».

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Дореволюционная реклама косметики отличалась от рекламы лекарственных средств ярким и изящным оформлением. Того требовал только что вошедший в моду стиль модерн. Образ женщины в рекламе стал своего рода гарантом высокого качества продукта. Нарисованных в объявлениях девушек скоро стали воспринимать как эталоны красоты.

Плакаты, этикетки и объявления в журналах должны были выглядеть дорого, поэтому к работе над ними даже привлекали именитых художников: Михаила Врубеля, Константина Коровина, братьев Васнецовых. Композиция иллюстраций была одинакова: на них изображали женщин с правильными чертами лица и дружелюбными улыбками. Персонажи демонстрировали полную удовлетворенность рекламируемым продуктом.

Средства для ухода за волосами, бородой и усами

Дореволюционная реклама средств ухода за волосами, бородой и усами.

Дореволюционная реклама средств ухода за волосами, бородой и усами.

Дореволюционная реклама средств ухода за волосами, бородой и усами.

Дореволюционная реклама средств ухода за волосами, бородой и усами.

Здоровые и ухоженные волосы были мечтой не только каждой женщины, но и каждого мужчины. В то время популярность обрели помады для укладки, эликсиры, притирания, фиксаторы, душистые масла и различные настои для роста волос.

По моде конца XIX — начала XX века мужчины носили пышные усы и бороды. Помады для них изготавливали на основе масел — оливкового, миндального и пальмового. К основе добавляли воск, масло какао и иногда парафин. Аромат такому средству придавали цветы — розы, герань, жасмин, резеда, гиацинты.

От выпадения волос покупателям рекомендовали разные воды. Чаще всего они представляли собой слабые растворы мыла, поташа, аммиака, в которые добавлялось небольшое количество эфирного масла или спирта.

Дореволюционная реклама средств ухода за волосами, бородой и усами.

Дореволюционная реклама средств ухода за волосами, бородой и усами.

Дореволюционная реклама средств ухода за волосами, бородой и усами.

Дореволюционная реклама средств ухода за волосами, бородой и усами.

Производители всех подобных средств заверяли, что использование их продукта не только заставит даже самую безнадежную лысину покрыться роскошными локонами, но и предупредит появление седины, вернет естественный цвет волос. Причем вне зависимости от возраста того, кто его применит. Когда подобные средства не помогали и седина не отступала, мужчины и женщины прибегали к помощи краски для волос.

Лекарственные препараты

Дореволюционная реклама лекарственных препаратов.

Дореволюционная реклама лекарственных препаратов.

Дореволюционная реклама лекарственных препаратов.

Дореволюционная реклама лекарственных препаратов.

Дореволюционная реклама лекарственных препаратов.

Дореволюционная реклама лекарственных препаратов.

Низкий уровень гигиены и неправильное питание поспособствовали тому, что желудочно-кишечные заболевания стали бичом Российской империи. Поэтому большая часть лекарственной рекламы начала XX века приходилась на соответствующие средства.

Реклама «Ара» была по-своему уникальна — объявление публиковали в журнале «Природа и люди» на протяжении всего 1908 года, и оно практически никогда не повторялось. То есть было создано более 40 разных рекламных объявлений этого слабительного.

Оформляли рекламу лекарственных средств очень разнообразно. Чтобы привлечь внимание читателя, использовали впечатляющие элементы: указующие персты; руки, разворачивающие свиток с рекламным объявлением; набранные очень крупным шрифтом первые слова текста.

Если в 1860–70-х в рекламе использовались простые штриховые рисунки, то в начале XX века появились настоящие сюжетные картинки. Часто они выполнялись в сложной технике: рекламодатели становились более требовательными, а рекламные художники — более профессиональными.

Технические устройства

Дореволюционная реклама технических устройств.

Дореволюционная реклама технических устройств.

Дореволюционная реклама технических устройств.

Дореволюционная реклама технических устройств.

Помимо собственно лекарств, в аптеках продавали медицинский инвентарь: дезинфекционные средства, перевязочный материал, хирургические инструменты и предметы ухода за больными.

Можно было купить в аптекарских магазинах и вещи, не имеющие никакого отношения к медицине: лаки и краски для ремонта, табак, фейерверки, фотографические принадлежности, компасы, бинокли, очки, пенсне и многое другое.

Нередко в аптечном магазине продавались и совсем экзотичные товары. Например, музыкальные инструменты — мандолины, гитары, балалайки, граммофоны и пластинки, велосипеды, посуда и рыболовные принадлежности.

Автор: Дарья Лёгкая


Обсуждение закрыто.