Литература Софьи Ковалевской

Литература Софьи Ковалевской

Софья Ковалевская стала первой женщиной-математиком в России и первой в мире женщиной-профессором. Однако у нее было еще одно страстное увлечение — она писала книги. В письмах к друзьям она признавалась, что всю жизнь не могла понять, к чему она привязана больше ― к математике или литературе. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем произведения Софьи Ковалевской.

Фиктивный брак ради образования

Софья Ковалевская

Софья Корвин-Круковская (в замужестве Софья Ковалевская) Фотография 1868 г.

Софья Ковалевская

Марина Иванова «Софья Ковалевская»

Софья Ковалевская

Софья Ковалевская

Софья Ковалевская познакомилась с математикой в детстве: из-за нехватки обоев стены ее детской оклеили лекциями профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. В раннем возрасте с девочкой занимались гувернантки, а с восьми лет она стала брать уроки у домашнего учителя Иосифа Малевича. Когда Ковалевской было 16 лет, математический анализ ей преподавал один из самых известных педагогов того времени — Александр Страннолюбский.

В России конца XIX века женщины не имели возможности поступить в высшее учебное заведение. Продолжить обучение можно было только за границей, но для этого нужно было получить письменное разрешение отца, опекуна или мужа. Отец Ковалевской, генерал-лейтенант артиллерии Василий Корвин-Круковский, категорически отказался отпускать дочь. Ей пришлось пойти на хитрость. Софья Ковалевская уговорила друга семьи, биолога Владимира Ковалевского, заключить фиктивный брак, чтобы она смогла выйти из-под влияния отца. Он согласился, и вместе они претворили план в жизнь.

Молодая пара отправилась в небольшой немецкий городок Гейдельберг, в местном университете женщинам разрешали слушать лекции. Ковалевская училась здесь у профессора Кенигсбергера. После Гейдельбергского университета она отправилась в Берлинский — заниматься с профессором Вейерштрассом.

Роман по теории Пуанкаре и повесть о правах женщин

Софья Ковалевская

Владимир Ковалевский Фотография: rulex.ru

Софья Ковалевская

Софья Ковалевская с дочерью Соней. Фотография: coollib.com

Софья Ковалевская

Софья Ковалевская

Софья Ковалевская с блеском защитила докторскую диссертацию по теории дифференциальных уравнений, которую решила применить и в литературе. Она изучала работы Пуанкаре о дифференциальных уравнениях. Их общий смысл в том, что уравнение представлялось в виде кривой линии, от которой в разных местах отходят «ветви». В каком месте они отходят — вычислить можно, а по какой траектории пойдут — предсказать нельзя. Софье Ковалевской подобная математическая схема показалась идеальной формулой для романа. Она с детства верила: все поступки и действия людей предопределены, однако в определенные моменты делать судьбоносный выбор приходится каждому человеку.

Так из математической формулы родился роман «Борьба за счастье. Две параллельные драмы». Софья Ковалевская написала его в соавторстве со своей подругой — шведской писательницей Анной Шарлоттой Лефлер-Эдгрен. Авторы изобразили жизненный путь персонажей в параллельных сюжетных линиях. Одна из них рассказывает о событиях романа, а вторая — о том, как иначе могла бы развиваться история. Прообразом главной героини стала сама Ковалевская — она наделила персонаж некоторыми чертами своего характера, манерой поведения и стилем речи.

Следующее произведение Софьи Ковалевской ― повесть «Нигилистка» ― появилось в переломные годы, когда в кругах интеллигенции женщину только начинали воспринимать как отдельную от семьи личность с собственными убеждениями. В произведении Ковалевская рассказывает, как девушки из разных слоев общества боролись за свои права. Они меняли облик ― переодевались в мужскую одежду и стриглись под мальчика, чтобы стать слушателями лекций в те годы, когда это было запрещено.

По сюжету прогрессивная молодая девушка посвятила жизнь борьбе за женское равноправие. Она приняла самостоятельное решение: выйти замуж за осужденного и уехать за ним на каторгу. В основу повести лег реальный случай. Это «процесс 193-х» ― большой показательный суд, который должен был остановить распространение в обществе прогрессивных идей. По обвинению в революционной пропаганде было арестовано несколько тысяч человек. Большинство из них позже отпустили на свободу, 97 человек в ходе разбирательств умерли или сошли с ума. Перед судьями предстали 193 человека, почти всех их отправили в ссылку. Одному из осужденных помогала Софья Ковалевская, она выхлопотала для него и его невесты разрешение на брак.

Три языка для литературы и математики

Софья Ковалевская

Бюст Софьи Ковалевской

Софья Ковалевская

Софья Ковалевская

Софья Ковалевская

Бюст Софьи Ковалевской

В 1889 году в Швеции вышла еще одна повесть Софьи Ковалевской ― «Воспоминания детства». Позже она была опубликована и в России, а потом несколько раз переиздавалась в советское время. В книге Ковалевская рассказывала о своем детстве, жизни в родительском доме, о быте и нравах дворянской семьи.

«Стоит мне подумать о нашей детской, как тотчас же, по неизбежной ассоциации идей, мне начинает чудиться особенный запах ― смесь ладана, деревянного масла, майского бальзама и чада от сальной свечи… Года два тому назад, посетив одних моих деревенских знакомых, я зашла в их детскую, и на меня пахнул этот знакомый мне запах и вызвал целую вереницу давно забытых воспоминаний и ощущений».
Софья Ковалевская, отрывок из повести «Воспоминания детства»

По воспоминаниям коллег, Ковалевская любила наблюдать за окружающими. Она делала краткие записи — позже они становились частью ее литературного творчества. Софья Ковалевская писала на трех языках ― русском, немецком и шведском. На шведском она писала математические труды и некоторые мемуары, создала повесть «Vae victis», роман «Семья Воронцовых». Произведения литератора-математика появлялись в столичных журналах «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Северный вестник» и выходили отдельными книгами.

В 1891 году Софья Ковалевская простудилась и заболела воспалением легких. Она скончалась в возрасте 41 года в Стокгольме, ее похоронили там же — на Северном кладбище.


Обсуждение закрыто.