Наш ответ Джейн Остин: сестры в русской классике
Все любители романов английской писательницы Джейн Остин знают, как много места там отводится сестринской любви и дружбе — вспомним «Гордость и предубеждение», «Разум и чувство». А как описывается это чувство в русской классике? Вспомним всех сестер поименно вместе с Софьей Багдасаровой.
Пушкин: Татьяна и Ольга Ларины
Два элегантных господина из столицы приезжают в провинцию, где их сразу начинают прочить в женихи местным барышням. Один — гордый и неприступный, предназначен автором в пару сестре умной и замкнутой, второй — веселый и жизнерадостный, ищет любви сестры с таким же открытым характером. Это завязка любовных историй Дарси и Бингли или же Онегина и Ленского?
Действительно, на первый взгляд сходство велико — героини Остин и Пушкина даже носят одинаковые платья по ампирной моде с высокой талией. Недаром британцы в 1998 году даже сняли экранизацию «Онегин» в духе своих костюмных фильмов Би-би-си. Но настоящего духа сестринской любви в русском романе нет: Ольга и Татьяна показаны столь разными и характером, и умом, что дружба между ними немыслима.
Наша оценка: три.
Темная сторона: в другом произведении Пушкина — «Сказке о царе Салтане» — показан худший пример отношений сестер. Лучше ему не подражать, а то можно остаться без глаза!
Достоевский: Александра, Аделаида и Аглая Епанчины
Пожалуй, самые идеальные русские барышни-сестры описаны в романе «Идиот». Три дочери генерала Епанчина «замечательно любили друг друга и одна другую поддерживали», были скромны, занимались живописью и музыкой, прочитали так много книг, что об этом говорилось «с ужасом». Вдобавок они были хороши собой и обладали немалым приданым.
Чтобы подчеркнуть их сходство, Достоевский даже придумывает им всем имена, начинающиеся на одну букву. В дальнейшем у сестер возникают какие-то сердечные проблемы, появляются неудачные женихи и мужья. Но автору явно не очень интересно ими заниматься, ведь у него есть целая Настасья Филипповна.
Наша оценка: четыре.
Темная сторона: зато братской «любви» Достоевский посвятил целый роман — разумеется, «Братья Карамазовы»!
Лев Толстой: Наташа и Вера Ростовы, Кити и Долли Щербацкие
Толстой написал самые «семейственные» романы русской литературы — «Войну и мир» и «Анну Каренину». Родословное древо персонажей первого состоит из девяти семейств и насчитывает около 40 живых персонажей и примерно столько же покойных. В «Анне Карениной» — шесть семей и три десятка живых героев, связанных родственными связями. Казалось бы, описывай любые виды семейной любви — но нет, Толстого интересует совсем иное.
Вера Ростова нужна автору только для контраста с сестрой (как и Ольга Ларина Пушкину). Если Толстой и вспоминает о ней, то чтобы подчеркнуть, какая она холодная, бездушная, расчетливая. Это избыточность: прелесть Наташи ему удалось показать и без сравнения с сестрой. Недаром из большинства экранизаций Вера исчезла безо всякого вреда для развития действия. Кити Щербацкая и Долли Облонская — обе положительные героини, но, как ни странно, Толстой практически не дает им ни общих сцен, ни общих эмоций. У них есть и третья сестра Натали, но о ней вообще никто не вспоминает.
О том, что Толстой все-таки не был избирательно слеп к этому спектру эмоций, свидетельствует лишь эпизод «Войны и мира». Там есть целый букет стареющих барышень, сестер Мамонтовых, во главе со старшей княжной Катишь. Незамужние и несчастные, они объединены общей судьбой, печально ждут наследства и перемен, однако младшая все-таки не забывает «случайно» попадаться Пьеру в коридорах.
Наша оценка: три.
Темная сторона: зато Толстому, который вырос с братьями и одной сестрой, очень хорошо удается показать взаимоотношения между разнополыми детьми. Так трогательна любовь Андрея Болконского к княжне Марье! Но особенно ему удаются взаимоотношения между не очень хорошими с моральной точки зрения персонажами — это сообщничество и взаимовыручка Элен и Анатоля, Анны и Стивы.
Чехов: Ольга, Маша, Ирина Прозоровы
Наконец! Произведение под названием «Три сестры» просто обязано содержать правильное и глубокое описание взаимоотношений героинь. Джейн Остин бы одобрила: тут и провинциальные барышни, и поиски выгодного жениха, и желание переменить судьбу, и даже дуэль — пусть все это и сдобрено традиционной русской безысходностью.
Отвечая требованиям нового века, Чехов наделяет своих героинь волевыми характерами: одна из сестёр делает карьеру и становится начальницей гимназии, а вторая — сдает экзамены на учительницу.
Наша оценка: пять.
Темная сторона: а вот в рассказе «Дом с мезонином» старшая сестра, которая работает и придерживается либеральных идей, вместе с матерью разлучает младшую сестру (мягкую и безыдейную) с влюбленным в нее автором.
Алексей Толстой: Катя и Даша Булавины
Первый том трилогии «Хождение по мукам» так и называется — «Сестры» и посвящен дореволюционному, петербургскому периоду их жизни. Алексей Толстой точно и нежно описывает взаимоотношения между старшей и младшей, помощь и покровительство, которое замужняя дама оказывает приехавшей из провинции юной девушке, пробуждение чувств и познание мира. А в последующих томах — их любовь и взаимовыручку в страшные годы Гражданской.
Толстой точен не только в описании сестринской любви, но и всей палитры эмоций в семье. Недаром Даша там как-то восклицает: «Ни одного человека нельзя так ненавидеть, как отца!»
Наша оценка: пять.
Темная сторона: очень хорошо получилось у Алексея Толстого выписать ненависть и страх между единокровными Петром I и царевной Софьей в его романе «Петр Первый».
В ХХ веке создаются и другие романы. Александр Грин сочинил роман «Джесси и Моргана», где старшая некрасивая сестра смертельно ненавидит красавицу младшую и старается ее извести. Книги под названием «Сестры» написали Викентий Вересаев (про жизнь в 1920-е) и Дмитрий Мамин-Сибиряк (про Урал).
Но гораздо интереснее произведения, в которых описываются реальные сестры, жившие в первой половине ХХ века: сестры Суок, сестры Синяковы и, конечно Лиля Брик и Эльза Триоле. Начать можно с книги Катаева «Алмазный мой венец», многочисленных исследований о Маяковском или лучше с биографии Виктора Шкловского из серии ЖЗЛ, написанной Владимиром Березиным.
Закончим наш список стихотворением Михаила Кузмина: «Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было…» — про то, какими разными могут быть человеческие судьбы.