Приличные любовные истории Серебряного века и авангарда

Приличные любовные истории Серебряного века и авангарда

Богемная жизнь первых десятилетий ХХ столетия была полна эпатажных романов — внебрачных или однополых связей, любовных треугольников, «шведских» семей, самоубийств из‑за разбитого сердца и прочих шокирующих историй. Мы решили вспомнить те пары, которые жили пристойно, долго и, пожалуй, счастливо. Что удивительно, большинство из них занимались не только амурами, но и совместным творчеством, общим делом. Может быть, вот она — разгадка семейного счастья? Вспоминаем с Софьей Багдасаровой.

Асеев и Синякова

Приличные любовные истории Серебряного века и авангарда

Главный подражатель стиля Маяковского, поэт Николай Асеев в личной жизни примеру этого влюбчивого гения не следовал. Никаких бесконечных возлюбленных! Он был прочно женат на Ксении (Оксане) Синяковой, одной из пяти сестер — муз русского футуризма, которыми были увлечены Пастернак, Хлебников, Бурлюк, Божидар и Маяковский. Перед уходом на фронт Первой мировой войны Асеев попросил руки любимой. Вместе они прожили полвека, до кончины поэта в 1963 году. Удивительно, но немолодая вдова снова стала музой — на сей раз художника Анатолия Зверева.

Бурлюк и Еленевская

Бурлюк и Еленевская

Давид Бурлюк

Бурлюк и Еленевская

Мария Еленевская

Художник и поэт-футурист Давид Бурлюк и пианистка Мария Еленевская поженились в 1912 году. В Гражданскую войну он с трудом провез жену и детей через всю охваченную огнем Россию к Тихоокеанскому побережью, зарабатывая чем придется. В 1922 году семья приплыла в США, где и обосновалась. Бурлюк продолжил сочинять и рисовать, а его жена основала издательство, в котором печатала книги мужа, журнал Color and Rhythm, свои мемуары, а также собрала коллекцию искусства. Оба умерли в 1967 году.

Волошин и Заболоцкая

Приличные любовные истории Серебряного века и авангарда

Поэт Максимилиан Волошин и его вторая жена, медсестра Мария Заболоцкая, познакомились в 1920-х, когда судьба занесла девушку в Крым. Она ухаживала за заболевшей матерью поэта, а после того, как та скончалась, стала утешением уже самому Волошину в трудные послереволюционные годы. Брак был официально зарегистрирован только в 1927 году, а в 1932 году Волошин скончался.

Иванов и Одоевцева

Георгий Иванов и Ирина Одоевцева

Георгий Иванов

Георгий Иванов и Ирина Одоевцева

Ирина Одоевцева

Поэты Георгий Иванов и Ирина Одоевцева познакомились в 1920 году на литературном вечере в квартире Гумилева. На следующий год они поженились и вскоре уехали в эмиграцию — впрочем, порознь, возможно, чтобы не привлекать лишнего внимания властей. Супруги поселились в Париже и прожили вместе почти 40 лет.

Матюшин и Гуро

Михаил Матюшин и Елена Гуро

Елена Гуро

Михаил Матюшин и Елена Гуро

Михаил Матюшин

Композитор-авангардист, художник Михаил Матюшин и поэтесса-футуристка, художница Елена Гуро познакомились в 1903–1905 годах в студии художника Ционглинского. Вместе они вошли в кружок кубофутуристов-«будетлян», писали стихи и картины. Гуро и Матюшин в 1909 году основали издательство «Журавль», создали общество художников-авангардистов «Союз молодежи». Увы, в 35-летнем возрасте Гуро умерла от лейкемии.

Ларионов и Гончарова

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова

Наталья Гончарова

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова

Михаил Ларионов

Художники Михаил Ларионов и Наталья Гончарова познакомились в 1900 году. До Первой мировой войны они успели придумать свой художественный стиль и прославиться. В 1914 году пара уехала в Париж и осталась там до конца жизни. Кстати, брак был зарегистрирован только в 1955 году — чтобы не было проблем с творческим наследием друг друга.

Мариенгоф и Никритина

Анатолий Мариенгоф и Анна Никритина

Анатолий Мариенгоф

Анатолий Мариенгоф и Анна Никритина

Анна Никритина

Поэт-имажинист Анатолий Мариенгоф и актриса Анна Никритина познакомились в 1923 году и уже через полгода сыграли свадьбу. После отъезда Есенина за границу Мариенгоф остался «заведовать» имажинизмом, и Никритина помогала ему во всем — и с выпуском журнала, и с управлением кафе имажинистов «Стойло Пегаса». Когда Никритину пригласили играть в ленинградском театре, муж переехал из Москвы с ней и начал писать пьесы, где главная роль была женской. Они прожили вместе до конца жизни, но, увы, их брак был омрачен самоубийством сына-подростка.

Митурич и Хлебникова

Приличные любовные истории Серебряного века и авангарда

Художник Петр Митурич со своей будущей женой, художницей Верой Хлебниковой, познакомился благодаря ее брату, поэту Велимиру, с которым они были друзьями. Именно на руках у Митурича в 1922 году несчастный поэт и скончался. После этого Митурич женился на сестре друга. И это оказался удачный семейный и творческий союз: пара жила по своему графику. Зимой они рисовали ради заработка, а летом творили для души, выезжая в красивые места.

Родченко и Степанова

Приличные любовные истории Серебряного века и авангарда

Художники Александр Родченко и Варвара Степанова познакомились в 1914 году в Казанской художественной школе. Один из творцов конструктивизма и «амазонка авангарда» успешно работали вместе и вместе прожили всю жизнь, хотя брак зарегистрировали только в 1942 году.

Серебряный век как субкультура
Серебряный век как субкультура
Николай Богомолов

2012

44 мин
Поэзия серебряного века. Символизм, футуризм, акмеизм
Поэзия серебряного века. Символизм, футуризм, акмеизм
Дмитрий Бак

2009

26 мин
Салоны и кружки Серебряного века
Салоны и кружки Серебряного века
Моника Орлова

2015

22 мин

Обсуждение закрыто.