Родители — детям

Родители — детям

Вспоминаем произведения, которые известные русские поэты, художники — и даже одна императрица — создали для своих детей.

Сказки Екатерины II

Родители - детям. Галерея 1. Екатерина II

Степан Щукин. Портрет Александра I. Начало 1800-х. Государственный Русский музей

Родители - детям. Галерея 1. Екатерина II

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Государственная Третьяковская галерея

Родители - детям. Галерея 1. Екатерина II

Степан Щукин. Портрет императора Павла I. Конец XVII в. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

Екатерину II трудно назвать хорошей матерью: ее сложные отношения с единственным сыном Павлом (будущим Павлом I) — известный исторический факт. Мальчик рос вдали от матери, видел ее редко. Екатерина II самовольно отстранила сына от власти, когда в ходе государственного переворота погиб его отец, Петр III. Павел всю жизнь подозревал мать в причастности к смерти отца и не мог ей этого простить. Зато бабушкой Екатерина II была заботливой и чуткой. Она рассчитывала напрямую передать бразды правления своему внуку Александру, поэтому занималась его воспитанием и образованием сама. В назидание внуку императрица написала «Сказку о царевиче Хлоре» (историю о юноше, который преодолевал всевозможные препятствия в поисках волшебной розы без шипов) и «Сказку о царевиче Фивее», посвященную правилам поведения наследника престола. Литературоведы считают произведения Екатерины II первыми литературными сказками в истории отечественной культуры.

«Царевич отвечал:
— Мы ищем розу без шипов, что не колется.
— Слыхал я,— сказал юноша,— от нашего учителя про розу без шипов, что не колется. Цветок этот не что иное, как добродетель. Иные думают достигнуть ее кривыми путями, но к ней ведет только прямая дорога. Вот гора у вас в виду, на которой растет роза без шипов, что не колется; но дорога крута и камениста».
Екатерина II, «Сказка о царевиче Хлоре»

Портреты Ильи Репина

Родители - детям. Галерея 2. Илья Репин

Илья Репин. Стрекоза. Портрет Веры Репиной. 1884. Государственная Третьяковская галерея

Родители - детям. Галерея 2. Илья Репин

Илья Репин. Портрет Веры Репиной. 1878. Частное собрание

Родители - детям. Галерея 2. Илья Репин

Илья Репин. Осенний букет. 1892. Государственная Третьяковская галерея

Семейная жизнь Ильи Репина с первой женой Верой была весьма непростой. Но проблемы в отношениях с супругой никак не отразились на чувствах художника к детям — Репин их очень любил. Его старшая дочь Вера часто становилась героиней его картин, например работ «Портрет Веры Репиной» (1878), «Стрекоза» (1884), «Осенний Букет» (1892). Не реже писал Репин и вторую дочь Надю — она изображена и на картинах «Портрет Нади Репиной» (1881), «На солнце» (1900). Единственный сын Репина Юрий, который позже сам стал художником, позировал отцу для своего детского портрета в 1882 году.

Портреты Константина Маковского

Родители - детям. Галерея 3. Константин Маковский

Константин Маковский. Семейный портрет. 1882. Государственный Русский музей

Родители - детям. Галерея 3. Константин Маковский

Константин Маковский. Сережа (Портрет сына в матроске). 1887. Частное собрание

Родители - детям. Галерея 3. Константин Маковский

Константин Маковский. Портрет сына в мастерской (Маленький антиквар). 1882. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Константин Маковский был женат трижды. Его первый брак был недолгим — Маковский овдовел вскоре после свадьбы. Зато со второй женой, Юлией Летковой, он прожил больше 20 счастливых лет. В этом браке у них родилось трое детей, которые стали любимыми моделями художника. На «Семейном портрете» он изобразил свою жену с сыном Сергеем и дочерью Еленой. Юный Сергей стал героем и других картин, например «Маленький вор» (1881), «Маленький антиквар», «Портрет сына в матроске».

Уже в почтенном возрасте Маковский встретил свою третью жену, ради которой он оставил прежнюю семью. Четверых детей от этого брака (Константина, Ольгу, Марину и Николая) Маковский писал так же часто, как и старших.

Портреты Валентина Серова

Родители - детям. Галерея 4. Валентин Серов

Валентин Серов. Дети (Саша и Юра Серовы). 1899. Государственный Русский музей

Родители - детям. Галерея 4. Валентин Серов

Валентин Серов. Дети художника. Ольга и Антоша Серовы. 1906. Частное собрание

Родители - детям. Галерея 4. Валентин Серов

Валентин Серов. Портрет Миши Серова. Конец 1890-х. Частное собрание

Валентин Серов был отцом большого семейства — его жена Ольга Трубникова родила художнику шестерых детей, которых Серов часто писал. Среди известных детских портретов художника — морской портрет «Дети (Саша и Юра Серовы)», портрет «Миши Серова», акварельный набросок «Саша Серов», картина «Дети художника Ольга и Антоша Серовы». Жизнь детей Валентина Серова сложилась по-разному: старшая дочь Ольга стала художницей, сын Юрий — киноактером, а Александр Серов, кораблестроитель и военный летчик, эмигрировал в Ливан, где занимался дорожным строительством.

Портреты Зинаиды Серебряковой

Родители - детям. Галерея 5. Зинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова. За обедом (За завтраком). 1914. Государственная Третьяковская галерея

Родители - детям. Галерея 5. Зинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова. Портрет Жени Серебрякова. 1909. Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Родители - детям. Галерея 5. Зинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова. Карточный домик. 1919. Государственный Русский музей

До революции Зинаида Серебрякова счастливо жила с мужем Борисом Серебряковым и четырьмя детьми: Евгением, Александром, Татьяной и Екатериной. Дети с удовольствием позировали для портретов художницы. Серебрякова изобразила троих малышей на картине «За обедом», отдельно — спящего сына Женю на этюде-наброске 1908 года и дочерей на портрете «Тата и Катя». В 1919 году жизнь семьи изменилась — ушел из жизни муж Серебряковой. Тогда художница стала писать своих детей еще чаще, ища в них утешение. К послереволюционному периоду творчества Серебряковой относятся картины «Карточный домик», «На террасе в Харькове», а также многочисленные портреты дочерей. В 1924 году Зинаида Серебрякова была вынуждена уехать во Францию и оставить детей в СССР. Через несколько лет к ней смогли выехать Александр и Екатерина, а с Татьяной Серебрякова смогла увидеться только спустя 36 лет.

Стихи Марины Цветаевой

Родители - детям. Галерея 6. Марина Цветаева

Марина Цветаева и Мур (Георгий Эфрон). Фотография: chtoby-pomnili.com

Родители - детям. Галерея 6. Марина Цветаева

Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. Фотография: chtoby-pomnili.com

Родители - детям. Галерея 6. Марина Цветаева

Марина Цветаева и Ариадна Эфрон. Фотография: chtoby-pomnili.com

Цветаева часто и подробно писала о своих детях — Ариадне, Ирине и Георгии — в дневниках, посвящала им многочисленные стихи. Ее главной музой была Ариадна. Ей она писала, например, «Стихи к дочери» и «Але». Цветаева тяжело переживала вынужденную разлуку со старшей дочерью, когда ей пришлось отправить Ариадну в приют, что отразилось в ее стихотворении «Маленький домашний дух, мой домашний гений». Не менее трагическое стихотворение «Под рокот гражданских бурь» Цветаева посвятила Ирине, которая умерла в возрасте трех лет.

Под рокот гражданских бурь,
В лихую годину,
Даю тебе имя — мир,
В наследье — лазурь.
Отыйди, отыйди, Враг!
Храни, Триединый,
Наследницу вечных благ
Младенца Ирину!
Марина Цветаева

Стихи Бориса Пастернака

Родители - детям. Галерея 7. Борис Пастернак

Борис Пастернак с семьей. Фотография: fb.ru

Родители - детям. Галерея 7. Борис Пастернак

Борис Пастернак с семьей. Фотография: chtoby-pomnili.com

Родители - детям. Галерея 7. Борис Пастернак

Борис Пастернак с семьей. Фотография: chtoby-pomnili.com

В 1920–30-е годы для многих поэтов детские стихи были единственным способом публиковаться, не опасаясь преследований. Именно в это время отдельными изданиями вышли два «детских» стихотворения Пастернака, написанных, впрочем, не столько чтобы заработать, а чтобы читать их маленькому сыну Евгению. Это были книги «Зверинец» с иллюстрациями Николая Купреянова и «Карусель» с рисунками Николая Тырсы. Эти стихи с тех пор переиздавались лишь однажды, в 2016 году. Сам же Пастернак, будучи ребенком, вдохновил отца-художника Леонида Пастернака — на создание нескольких детских портретов («Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря», графические «Борис Пастернак за фортепиано», «Спящий гимназист»).

…Далекое рычанье пум
Сливается в нестройный шум.
Рычанье катится по парку,
И небу делается жарко,
Но нет ни облачка в виду
В зоологическом саду.
Как добродушные соседи,
С детьми беседуют медведи,
И плиты гулкие глушат
Босые пятки медвежат.
Бегом по изразцовым сходням
Спускаются в одном исподнем
Медведи белые втроем
В один семейный водоем.
Борис Пастернак, «Зверинец»

Сказки Булата Окуджавы

Родители - детям. Галерея 8. Булат Окуджава

Булат Окуджава. Фотография: bokudjava.ru

Родители - детям. Галерея 8. Булат Окуджава

Булат Окуджава с сыном. Фотография: bokudjava.ru

Родители - детям. Галерея 8. Булат Окуджава

Булат Окуджава. Фотография: bokudjava.ru

Когда в конце 1960-х годов Булат Окуджава жил в Ялте, он писал своему сыну письма со сказочными историями и рисовал к ним забавные картинки. О публикации он и не думал, пока эту переписку не увидела Белла Ахмадулина. По ее совету Окуджава объединил разрозненные сказки в одну повесть. Так появилась книга «Прелестные приключения» — история об экзотичных существах Крэге Кутенейском баране, Доброй Змее и Морском Гридиге. В СССР она была издана в 1971 году и вышла с иллюстрациями автора. Вскоре книгу перевели на несколько иностранных языков.

« А вот что рассказал Крэг Кутенейский Баран.
Однажды гулял я в Кутенейских горах. Вдруг вижу: подкрадывается ко мне Одинокий Коварный Волк. Я решил над ним подшутить. Ведь я тоже очень хитрый. Драться мне с ним не хотелось, а мою шутку он бы запомнил надолго.
Я закричал и помчался как ветер. Волк кинулся за мной.
— Ага! — крикнул он. — Ты от меня не уйдешь! Сейчас я тебя съем!
Он уже почти догнал меня, когда я направился к глубокой пропасти.
— Ага! — крикнул Волк.
И тут я прыгнул. Я очень легко перелетел через пропасть: ведь я очень ловкий, а Одинокий Коварный Волк свалился вниз.
Он бегал по дну пропасти, а вылезти не мог. Тогда он крикнул:
— Спаси меня! Я больше никогда не буду. Я буду питаться только травой.
Я опустил ему веревку. Он быстро полез по ней и, когда вылез, засмеялся и сказал:
— А ты и поверил, дурачок… Ты и вправду решил, что я буду питаться травкой? Очень мне нужна твоя глупая травка! Я люблю мясо! И я тебя сейчас съем!
Он уже собрался снова на меня напасть, но я ведь очень ловкий. Я прыгнул и очутился на другой стороне пропасти».
Булат Окуджава, «Прелестные приключения»

Обсуждение закрыто.