Звездная литература
Наши звезды — люди, конечно, очень занятые. Концерты, съемки, спектакли, гастроли, репетиции, фестивали… Но тем не менее им все же не чужды простые человеческие радости, и иногда удается урвать часок-другой, чтобы посидеть с любимой книжкой в руках. А бывает, что рука сама тянется к перу — и через какое-то время на свет появляются литературные творения наших известных актеров и режиссеров.
Режиссер Алла Сурикова назвала свою книгу «Любовь со второго взгляда». Речь идет в первую очередь о любви к кинематографу. А почему со второго взгляда? Да просто режиссура у Суриковой — это вторая профессия. А вообще она училась на филфаке и параллельно занималась на отделении математической лингвистики. Но кино, к счастью, победило, иначе не видать бы нам таких чудесных фильмов, как, например, «Будьте моим мужем» или «Человек с бульвара Капуцинов».
Много шуму в свое время наделала книга актрисы Татьяны Егоровой «Андрей Миронов и я». Красивая и трагичная история любви захватывала с первой страницы. Большинство героев книги обиделось на автора, уж в больно неприглядном свете выставила их Егорова. Зато мы, простые читатели и зрители, узнали, каким был Миронов в быту и в любви. А вообще книга воспринимается не как рассказ об известных людях, а просто как качественный любовный роман. Кстати, потом Татьяна Егорова всерьез занялась литературой и выпустила несколько повестей.
Яркими подробностями своей личной жизни поделился с общественностью режиссер Андрей Кончаловский в своей дилогии «Низкие истины» и «Возвышающий обман». «Я с Ширли Макклейн кино не снимал, но я с ней спал», — откровенно заявил автор, представляя свои книги. Донжуанский список Кончаловского практически полностью присутствует в его мемуарах. Есть основания полагать, что Андрей Сергеевич ничего от нас не утаил. «…Не всегда и не обо всем можно сказать правду, но всегда можно избежать лжи. Лжи в этой книге нет», — писал он в предисловии. Одна из бывших подруг Кончаловского, актриса Елена Коренева, ответила режиссеру своей книгой под названием «Идиотка».
Нелегко далась актеру и режиссеру Евгению Матвееву его книга «XX век. Судьба по-русски». Предложили как-то Евгению Семеновичу написать книгу «о времени и о себе». «Писал я на даче, — рассказывал Матвеев, — приехал в город, отдать триста страниц напечатать. Стал ставить машину в гараж, а портфель оставил возле ворот. Выхожу — портфеля нет. Украли. Спустя год попытался что-то снова написать, и чувствую, что я себя цитирую. Это ложь, я уже подделываюсь. То я писал взволнованно, а сейчас сижу и думаю: как у меня там было?» В общем, несколько лет прошло, прежде чем Матвеев смог снова сесть за свою книгу. К счастью, на этот раз обошлось без воровства, и издание увидело свет. Теперь, когда актера и режиссера уже нет в живых, его воспоминания особенно ценны. Так же как и книга Нонны Мордюковой «Не плачь, казачка», и мемуары Людмилы Гурченко «Мое взрослое детство», «Аплодисменты» и «Люся, стоп!» И конечно же, книга Эльдара Рязанова «Неподведенные итоги». В ней он довольно подробно рассказывает практически обо всех своих киноработах. Начиная от замысла, от сценария и заканчивая премьерами. Как проходили кинопробы, что случалось во время съемок. Но это не занудный отчет, конечно. Эльдар Александрович был человеком с большим юмором и его повествование читать приятно и увлекательно.
Потрясающим литературным даром обладает режиссер Сергей Соловьев. Трехтомник воспоминаний режиссера («Начало. То да се..», «Ничего, что я куру?» и «Слово за слово») проглатывается мгновенно, а потом не убирается на дальнюю полку, потому что перечитывать эти книги хочется бесконечно. Это и рассказы о съемках, и гомерически смешные сценки из бытовой жизни режиссера, и эссе о его гениальных соратниках по работе.
«Балуется» литературой и Станислав Говорухин. Сам он великий книгочей, читать обожает, и недаром почти все его фильмы — это экранизации литературных произведений. Но иногда Говорухин берется за перо (говоря современным языком, садится за компьютер) и радует нас своими произведениями. Одну из своих книг Станислав Сергеевич назвал «Черная кошка». Вот как он это объяснил в предисловии: «Почему же книжка называется «Черная кошка»? А почему бы — нет? Она и о кошках тоже. О кошках, собаках, попугаях, даже о львах…. «Черная кошка» — фирменный знак фильма «Место встречи изменить нельзя». Я сам придумал эту милую кошечку и сам рисовал ее углем на стене. И фильм хотел так назвать — «Черная кошка». .. Не позволили. Так пусть будет хотя бы книжка».
Книга режиссера Игоря Масленникова называется «Бейкер-стрит на Петроградской». Интересно узнать о том, как снимались знаменитые «Шерлок Холмс» и «Зимняя вишня», почитать закадровые истории и воспоминания об известных актерах.