Ретроспективная программа ММКФ

Ретроспективная программа ММКФ

Конечно, сердцевина любого фестиваля — конкурс. Но ни один серьезный крупный кинофорум не обходится без ретроспектив. Это дань уважения и любви к кино и к тем, кто его создает.

В программе Московского международного кинофестиваля всегда отводится изрядное место ретроспективам. Для киноведов, синефилов и продвинутых зрителей это отличная возможность увидеть то, чего просто так не увидишь. А хрестоматийные произведения, встроенные в контекст ретроспективной программы, способны раскрыться с неожиданной стороны. Например, фильмы Андрея Тарковского. Каждый киноман знает их как «Отче наш». А видели ли вы учебные работы Тарковского? Документальные фильмы о нем самом? Если нет или видели, но не все, тогда вам — на ретроспективу «30 лет без Тарковского», которая проходит в рамках российских программ 38-го ММКФ.

Не конкурсом единым. Галерея 1

Кадр из фильма «Солярис» (1972)

Не конкурсом единым. Галерея 1

Кадр из фильма «Зеркало» (1974)

Не конкурсом единым. Галерея 1

Кадр из фильма «Сталкер» (1979)

«Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение» — семь полнометражных картин, плюс дипломный фильм «Каток и скрипка», плюс две учебные работы, снятые Тарковским и его однокурсниками в годы учебы во ВГИКе («Сегодня увольнения не будет» и «Убийцы»). Таков костяк программы, но в ней также представлены фильмы о Тарковском. Например, «Один день Андрея Арсеньевича» знаменитого документалиста Криса Маркера или «Московская элегия» Александра Сокурова. «И все-таки ныне о кинематографе Тарковского куда глубже, чем киноведы, размышляют философы и богословы, — считают составители программы. — Именно им искусство Тарковского дает сегодня массу поводов рассуждать о состоянии человеческого духа, о том, как, куда, какими путями движется человек, как строятся его отношения с Вечностью».

В фильме Тарковского «Сталкер» крылось предчувствие грандиозной катастрофы — такое мнение возникло и распространилось после аварии на Чернобыльской АЭС. В рамках культурной программы 38-го ММКФ проходят мероприятия проекта «Предвидение»: выставка картин художника Петра Беленка (он еще в 70-х годах создал серию полотен, на которых были изображены последствия страшного взрыва) и показы фильмов «Сталкер» Андрея Тарковского, «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» Игоря Майбороды, «Сны Сталкера» Евгения Цымбала, «Страсти по Солоницыну» Натальи Гугуевой.

Не конкурсом единым. Галерея 2

Кадр из фильма «Третья Мещанская» (1927)

Не конкурсом единым. Галерея 2

Кадр из киножурнала «Кино-Правда №13. Октябрьская» (1922)

Не конкурсом единым. Галерея 2

Кадр из фильма «Я – Куба!» (1964)

Год отечественного кино на 38-м ММКФ отмечают ретроспективой «Российское кино. Год и век». В нее вошли советские и российские фильмы, ставшие культовыми в международном масштабе. Например, «Третья Мещанская» Абрама Роома, которую феминистки считают одним из программных для себя произведений. «Киноправда» Дзиги Вертова входит в учебные курсы всех киношкол мира. Не упустите шанс увидеть картину Михаила Калатозова «Я — Куба»! В ней камера Сергея Урусевского совершает невероятные кульбиты и фантастические панорамы по «загнивающей» буржуазной Гаване дореволюционных времен. В ретроспективу включена программа фильмов Юрия Норштейна и картина Ильи Фрэза «Вам и не снилось…», которая, оказывается, шла в англоязычных странах под названием «Любовь и ложь» и пользовалась большим успехом у американских критиков.


Обсуждение закрыто.