10 самых маленьких музеев России
Музей вечной мерзлоты в Игарке
За полярным кругом, в Красноярском крае, находится музей, аналогов которому нет в мире. В этой дали, где царит вечная зима и с непривычки стынет в жилах кровь, есть на что посмотреть, главное — не забыть одеться потеплее. Даже жарким летом здесь постоянная минусовая температура, горящие повсюду лампы светят, но не греют.
Возраст мерзлоты в музейном подземелье доходит до 90 тысяч лет. Опыты с ней проводили на Игарской мерзлотной станции начиная с 1930-х годов, а идея строительства подземной шахты с самой глубокой точкой в 14 метрах от поверхности земли обеспечила потомкам шанс через столетия изучать образцы животных и растений. В 1965 году по инициативе Михаила Сумгина, основоположника мерзлотоведения, был создан музей, уникальность которого — выбитые в толще льда залы и коридоры.
Перед спуском под землю — небольшая экспозиция с примерами вечномерзлого грунта, скелетом мамонта, берестяной картой российской вечной мерзлоты. Здесь же стенды об освоении Севера и жизни малочисленных народов: кето, селькупов и эвенков; документы, фотографии и предметы времен ГУЛАГа.
В самой живописной камере можно увидеть образцы льдов, например речной лед Енисея и реликтовый — с Ледяной горы. Здесь проводились первые опыты по заморозке животных и растений, а сейчас растут завораживающие ледяные кристаллы. В картинной галерее с ледяным полом двухметровой толщины демонстрируют коллажи из растений и вмороженную капсулу с газетами военных лет, оставленную учеными в 1950 году для вскрытия в 2045 году. В нескольких камерах музея выставлены образцы уникальных научных приборов. Детям будет интересна комната Деда Мороза.
Музей мифов и суеверий русского народа в Угличе
Этот музей разместился в трех комнатах двухэтажного деревенского дома, где живут его создатели, Дарья Чужая и Александр Галунов. Экскурсию проводят хозяева, осмотр можно продолжить самим. В бревенчатых залах создана атмосфера быта древнего Углича, в коллекции не только старинные инструменты, горшки, коромысла, сундуки, мебель, кухонная утварь, прялки, но и внушительное собрание легенд, примет и суеверий. В экспозиции музея — восковые, ростовые куклы Бабы-яги, упыря, беса, кикиморы, птицы Сирин. Рядом с ними — домовой, птица Феникс, ведьма и колдунья, скелет колдуна с воткнутым колом, сцены святочных гаданий. Расставленные повсюду ступы, сосуды, корзины, сушёные травы придают обстановке колорит языческой старины, легенд и мифов русского народа.
Девизом музея могут быть слова Гартмана из книги «Магия»: «То, что высмеивалось как суеверие в одном столетии, в другом принимают за основу наук, и то, что кажется мудростью сегодня, завтра, возможно, станут считать абсурдом».
Хозяева музея представляют и этнопроект «Деревня Ивашково — другой мир» с тематическими программами: «Один день крестьянской жизни» и «Ивашковские смотрины и богатырские забавы». В проект включены мастер-классы по рубке деревянного дома, прядению льна, плетению поясов и изготовлению оберегов. Можно поучаствовать в приготовлении обеда по правилам Домостроя, научиться запрягать лошадь, выпекать хлеб в русской печи. Для детей есть анимационная программа деревенских конкурсов и забав.
Проект музея русского фольклора осуществлен на деньги создателей. После экскурсии можно купить авторские сувениры и обереги.
Естественнонаучный музей инноваций в Ростове-на-Дону
Сегодняшняя молодежь склонна придумывать проекты и претворять их в жизнь. Но инновация — это не изобретение велосипеда, а интуитивное мышление и новый взгляд на общеизвестные вещи. В концепции музея много тем: от естественных наук до связи, от техники до строительства, а в экспозиции собраны предметы быта, которые в разные времена можно было назвать инновационными, начиная со спичек, пуговиц, авторучек, очков, и заканчивая элементами продвинутых современных технологий.
«Главное в работе музея — вызвать у людей интерес к окружающему миру, творчеству, изобретательству», — подчеркивает Михаил Клецкий, директор музея, кандидат химических наук, доцент кафедры ЮФУ.
В рамках проекта «Человек изобретающий» в небольших аудиториях школьников и студентов Клецкий рассказывает, демонстрирует опыты, объясняет творческую кухню изобретений. В 2010 году проект стал победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире».
Популяризация точных наук — главная задача создателей музея. Здесь все направлено на то, чтобы вызвать у детей желание познать физические законы природы и свойства материалов. Поэтому в коллекции музея есть экспонаты, связанные с химией, биологией, экологией, медициной, физикой и материаловедением.
Отдельные разделы посвящены виртуальным коллекциям материалов для производства кока-колы, химии на знаках почтовой оплаты, важнейшим промышленным производствам и рекламе инноваций. Для удобства и простоты восприятия все экспонаты музея интерактивно и подробно пояснены.
Музей солнца в Новосибирске
Создатель и хранитель единственного в своем роде Музея солнца в новосибирском Академгородке, Валерий Липенков, тридцать пять лет проработал в Институте ядерной физики. Теперь он считает, что любое изображение солнца является кодом для нашего подсознания. И может говорить о солнце часами.
В музее собрано около тысячи экспонатов, изображающих солнце в разных культурах, более половины — авторская резьба по дереву самого Липенкова. В кедре, сосне, буке, дубе, осине автору удалось воспроизвести памятники разных культур: древнерусской и индейской, индийской и непальской. В коллекции — копии изображений солнечных богов из разных музеев мира. Самое древнее из них — изображение богини Аматэрасу. Рядом с ними колоритные изделия мастеров вышивки, керамики, макраме, бересты. Одним из последних был создан раздел с изображениями солнца и солнечной символики в наскальных рисунках — петроглифах.
В музее хранится около 150 литературных посвящений солнцу и солнечным богам — стихов, гимнов, мифов, сказок, легенд.
Осмотр экспозиции сопровождается звуками старинного инструмента — бильницы, деревянной рамы и подвешенных на веревках медных пластин. Звук била тише колокольного, но не уступает ему в мелодичности и чистоте, обладает уникальными акустическими свойствами и звучанием.
В музее отмечают дни солнцестояния и равноденствия, проводят массовые гулянья на Жаворонки и Масленицу, соблюдают обряды поклонения светилу. Здесь можно принять участие в семинарах и мастер-классах по древнеславянской писанке, поделкам из бересты, резьбе по дереву. Действует творческая мастерская для детей.
Коломенская пастила. Музей исчезнувшего вкуса в Коломне
В 2009 году в Коломне открылся Музей пастилы, а через два года в одном из исторических зданий бывшего конфетно-пастильного заведения купца Чуприкова заработала фабрика при музее. Сохранились документы, позволяющие считать, что именно жители Коломны в XIV веке придумали рецепт яблочной пастилы. Уникальному музею удалось воссоздать производство по технологиям 1903 года.
Когда-то автор проекта, Наталья Никитина нашла описание коломенской пастильницы в романе Лажечникова «Ледяной дом». С тех пор в музее проводят театрализованные экскурсии в костюмах того времени и устраивают чаепития в русском стиле. В небольшом доме-музее с террасой и верандой все воспроизведено исторически точно. В ходе экскурсии рассказывается история знаменитой пастилы, ставшей символом города, наглядно показан процесс ее приготовления из взбитого яблочного пюре с сахаром, медом, ягодами и орехами.
На всех стадиях производства в Коломне используют старинные технологии и оригинальное оборудование: аппарат для мытья яблок, восстановленный по архивным чертежам, прибор для очистки яблок от семян, ручной «миксер» XIX века и печь для сушки. Для упаковки изготовлены типичные для того времени коробки, воссоздана и этикетка, которую клеили на пастильной фабрике Чуприкова.
Вторую часть экскурсии по музею проводят по саду, где растут специальные «пастильные» яблоки с очень плотной мякотью и кисловатые на вкус и еще 30 видов плодовых деревьев и кустарников и 50 видов душистых и лекарственных трав. Садовник Мелентий Кузьмич охотно делится секретами выращивания и хранения яблок, определения их сорта по виду и запаху. На веранде или в гостиной можно выпить травяного чаю с пастилой, а потом и купить их тут же.
Дом со львом в Саратовской области
Музей «Дом со львом» — реальный крестьянский дом в деревне Поповка, редкий в наши дни образец деревянной архитектуры и народной живописи старообрядцев начала ХХ века. Этот дом в полуразрушенном состоянии, но с сохранившимися росписями был обнаружен студенческой экспедицией в 2009 году и признан специалистами выдающимся памятником. Бывшие хозяева планировали перестроить его под баню, но, к счастью, в 2011 году удалось выкупить дом и создать экскурсионный проект.
Несколько волонтерских лагерей провели первичные противоаварийные работы. После минимального восстановления Дом со львом был открыт для посещений в июне 2013 года. Но на основательную реставрацию все еще необходимо полтора миллиона рублей.
Площадь стен музея — около ста квадратных метров. Они покрыты изображениями льва, херувима, пастуха с гусями, Георгия Победоносца. На фоне интерьерной росписи демонстрируются старинные расписные прялки. Посетителям предоставляется интерактивный аудиогид. Недавно появилась виртуальная экскурсия с просмотром интерьеров и рисунков — для тех, кто не может приехать издалека.
Проект реализован при поддержке волонтеров, спонсоров и местного сообщества. В рамках гранта, полученного на конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводятся мастер-классы, чаепития, есть передвижная выставка «Виртуальный «Дом со львом».
Пока волонтеры ожидают ответа правительства о финансировании ремонта, поддержать проект можно, купив поделки местных жителей и детей из детских домов или пожертвовав деньги на сохранение дома и развитие музея.
Музей утюга в Переславле-Залесском
Единственный в своем роде Музей утюга разместился в старинном купеческом особняке недалеко от центра города. На первом этаже — лавка с работами местных художников и сувенирами. На втором — экспозиция частного собрания местного жителя Андрея Воробьева. Его коллекция выставлена в музее с 2002 года и насчитывает около 200 утюгов, изготовленных в России, Германии, Польше в XVIII–XIX веках. Собранные экспонаты различаются не только по весу — от 10 граммов до 10 килограммов, — но и по внешнему виду и принципам работы. Здесь предлагается редкая возможность узнать историю и эволюцию популярного бытового прибора.
Экскурсовод музея рассказывает, что до появления утюга в обиходе переславцев были рубель и скалка. Но требовались большие усилия, чтобы прогладить ими грубые льняные ткани. Есть в экспозиции первые угольные утюги из тяжелого чугуна и пришедшие им на смену латунные и бронзовые утюги разных размеров. Здесь можно увидеть даже спиртовые и, конечно, первые электрические утюги.
Сейчас это кажется невероятным, но когда-то утюги стоили дорого и занимали в домах мещан видные места. Мастера украшали их фигурками животных и причудливыми орнаментами, они становились не просто бытовыми приборами, но предметами искусства, подчеркивающими финансовое благополучие хозяев.
Андрей Воробьев не ограничился одним музеем. В селе Веськово вместе с Дмитрием Никишкиным он открыл Музей чайника. В нем выставляются чайники различных форм из всевозможных материалов, созданные в XIX–XX веках, и предметы, сопутствующие чаепитию на Руси, сахарницы, банки для чая. Теперь в Переславле-Залесском сразу в двух музеях можно познакомиться с предметами быта, их историей и связанными с ними традициями.
Музей забытой музыки в Воронеже
Великий композитор Бах писал: «На любом инструменте легко играть: нужно всего лишь в нужный момент тронуть нужную клавишу, и инструмент сам зазвучит»… В Воронеже есть место, где можно почувствовать себя музыкантом, не имея таланта и образования. Музей забытой музыки расположился в маленькой мастерской городского Дворца культуры. В нем хранится более ста инструментов разных народов мира, среди них есть и те, что и вовсе считаются исчезнувшими. На полках разложены: бандуры, гусли, русские гудки, карманные скрипки, лиры, харди-гарди, чонгури, ирландские арфы и русские балалайки.
В Музее забытой музыки нет закрытых витрин и нудных лекций. Все инструменты можно не только трогать, но брать в руки, играть, дудеть, бренчать. Поэтому здесь почти никогда не бывает тихо.
Экскурсии в форме лекций-концертов проводит Сергей Плотников — основатель музея и мастер игры на самых разных инструментах. Раньше он был слесарем, но открыл в себе талант создания духовых и струнных инструментов, на которых играли в старину. Со временем их скопилось столько, что хватило на целый музей, ставший теперь достопримечательностью Воронежа. В коллекции музея есть инструменты, найденные в разных точках страны, многие из них отреставрированные мастером. В отдельной экспозиции инструменты, возрожденные по книгам и старым чертежам.
У Сергея нет музыкального образования, он сам научился играть на всех своих инструментах. Чтобы не давать подолгу молчать своим детищам, вместе с другими местными любителями Плотников создал ансамбль «Самогуды». В его репертуаре — фольклорные мелодии, плясовые наигрыши, песни собственного сочинения и частушки.
Подводный музей Тарханкута в Крыму
Вехи истории, смена государственного строя, провозглашение новых лидеров зачастую приводят к неожиданному сносу возведенных когда-то памятников. Крымские дайверы подарили вторую жизнь историческим памятникам, низвергнутым с постаментов.
Аллея вождей — подводный музей на мысе Тарханкут — расположился на 12-метровой глубине Черного моря, в 100 метрах от берега. Его экспонаты — закрепленные на больших камнях бюсты советских вождей и деятелей культуры. Погружение первого памятника произошло в 1992 году. Инструктор клуба дайверов и основатель первого в мире музея под водой Владимир Боруменский опустил под воду бюст Ильича, подвергшийся вандализму. Позже к этому бюсту присоединились скульптуры и других коммунистов. Спустя время создатель Аллеи вождей дополнил эту компанию представителями музыки и литературы. Так «во втором зале» подводной экспозиции появились Бетховен, Чайковский, Есенин и многие другие. Теперь музей вмещает в себя более 50 экспонатов.
Часто природные факторы вносят коррективы в облик экспозиции. Однажды сильный шторм перемешал между собой вождей и классиков, а бюсту Сталина и вовсе оторвал голову… От долгого пребывания под водой скульптуры покрываются водорослями и ракушками — у Ленина на голове вырастает шевелюра, а Климу Ворошилову приходится ежегодно брить бороду.
Для начинающих дайверов проводится устный инструктаж, а инвентарь для погружений можно взять напрокат в селе Оленевка. Живописный подводный мир неизменно манит и притягивает, а холодная вода дает отличную видимость и возможность делать качественные подводные снимки.
Музей сновидений Зигмунда Фрейда в Санкт-Петербурге
Открывшись в 1999 году, Музей сновидений стал третьим музеем Зигмунда Фрейда в мире. В двух других, в Вене и Лондоне — городах, где работал и жил создатель психоанализа, — конечно, больше личных вещей Фрейда, питерский же музей дает возможность погрузиться в сновиденческую реальность, ощутить удивление или тревогу от встречи с самим собой.
Фрейд писал: «Техника, излагаемая мною… требует от самого сновидящего работы толкования». Структура музея помогает посетителю сыграть роль психоаналитика, постичь природу сна. «Для нас принципиально важным является зритель, а не объект-экспонат», — говорит Виктор Мазин, создатель и директор музея.
Музей расположился в двух залах старинного особняка Института психоанализа — в небольшом помещении удалось создать ощущение безграничного пространства. В первом зале собрана информация о жизни Фрейда с фотографиями и рисунками Павла Пепперштейна. Изюминка второго — объемная инсталляция.
«В этом музее вы можете поспать наяву», — предваряет лектор посещение инсталляции, где с помощью зеркал, теней и послойного распределения экспонатов воссоздается атмосфера сна. В полутьме зала просматриваются рубашки душевнобольных, изображения греческих и египетских богов, трости, шляпы, платья — предметы, упоминаемые в книге «Толкование сновидений».
К столетнему юбилею этой книги Фрейда восемь лет готовилась экспозиция музея.
В музее проводят концерты и конференции, читают лекции, работает галерея современных художников.