7 экспонатов Музея имени Андрея Рублева
В собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева — около 20 тысяч единиц хранения. Коллекция единственного государственного музея русского церковного искусства складывалась по крупицам благодаря сотрудникам, которые в советские годы вывозили иконы из разрушавшихся храмов. «Культура.РФ» рассказывает о семи экспонатах из Музея имени Андрея Рублева.
Икона «Господь Вседержитель». Первая половина XIII века
Образ благословляющего Христа — это самая древняя икона, хранящаяся в музее. Она относится к редчайшим дошедшим до нас произведениям эпохи домонгольской Руси. До 1975 года она принадлежала художнику и графику Василию Ситникову, который обнаружил ее у одного из нелегальных торговцев-перекупщиков в плачевном состоянии: икону полностью покрывали многочисленные поздние записи. Навсегда покидая Россию, Ситников завещал передать образ Спасителя в Музей имени Андрея Рублева, где икону раскрыли в реставрационной мастерской и обнаружили настоящий шедевр.
Двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия и святитель Николай Чудотворец». Первая четверть XV века
Двусторонняя икона, участвовавшая в церковных службах с крестным ходом, — одно из лучших произведений тверской иконописной традиции. В музей она попала в 1967 году после экспедиции научных сотрудников: ее вывезли из церкви села Васильевского Старицкого района Тверской области.
В советские годы эта церковь, как и многие другие сельские храмы, была приспособлена под зернохранилище. Часто в храмах, использовавшихся колхозами в «утилитарных» целях, оставались памятники древности, которые, как и эта икона, обнаруживались в замусоренных алтарях или в верхних рядах иконостаса, куда было сложно добраться.
«Святой Иоанн Предтеча». Первая треть XV века, Москва
Автора этой иконы ученым установить не удалось, однако они предполагают, что им был один из учеников или последователей самого Андрея Рублева.
Эта икона была в числе главных экспонатов музея в день его торжественного открытия для посетителей — 21 сентября 1961 года. Этот день описала Ирина Александровна Иванова, один из первых и старейших сотрудников музея: «После окончания митинга распахнул свои двери отреставрированный Спасский собор и выставочный корпус музея (бывшие гаражи). В соборе была представлена икона «Иоанн Предтеча» из Николо-Песношного монастыря, реставрацию которой вел Василий Кириков».
«Троица Ветхозаветная» из Иосифо-Волоколамского монастыря. Мастер Паисий. 1484–1485 годы
Автор, вероятнее всего, вдохновлялся «Троицей» Андрея Рублева, которая была высоким образцом для всех русских иконописцев. Предполагают, что эта икона создавалась при личном участии настоятеля Волоколамского монастыря, святого Иосифа Волоцкого, по заказу которого украшался главный храм обители, Успенский собор. В житии преподобного Иосифа указаны даты освящения храма и имена работавших над ним художников — в том числе и мастера Паисия, автора иконы. Такие упоминания авторства — большая редкость для средневекового искусства.
«Преподобный Сергий Радонежский». Мастер Феодосий. Около 1510 года
Мастер Феодосий — один из сыновей знаменитого иконописца Дионисия, с которым он расписывал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Икону преподобного Сергия Радонежского он, вероятно, создал, когда руководил иконописной мастерской, после смерти отца. Она была написана для Успенского собора в Дмитрове, где находилась в местном ряду иконостаса у северной стены. Это уникальный памятник иконографии, подробно иллюстрирующий житие самого известного русского святого в небольших клеймах вокруг ростового образа.
«Богоматерь Владимирская Волоколамская». Около 1572 года, Москва
Этот образ был написан в царской иконописной мастерской в 1570-е годы, а в Иосифо-Волоколамский монастырь его вложил Григорий Бельский, более известный как Малюта Скуратов. Он был одним из опричников Ивана Грозного, решительным и жестким человеком, которого историки считают убийцей митрополита Филиппа.
По размеру и иконографии икона повторяет древний византийский прообраз — икону Богоматери Владимирской из Успенского собора Московского Кремля. В отличие от древнего оригинала на главе Марии изображен расшитый жемчугом и камнями убрус поверх мафория, над нимбом — корона. Эти детали отражают драгоценный убор древней иконы, который был у нее в XVI столетии.
Когда Волоколамскую икону обнаружили сотрудники Музея имени Андрея Рублева, она находилась в аварийном состоянии под поздними записями. Специалисты укрепили красочный слой образа и провели искусную реставрацию.
Дверь в жертвенник из Богоявленской церкви села Семеновского. Последняя четверть XVI века
Через несколько лет после того, как иконы из церкви села Семеновского вывезли в Музей имени Андрея Рублева, сам храм перевезли в Истру, на территорию Областного архитектурно-этнографического музея деревянного зодчества.
На двери изображена история Адама и Евы, дополненная уникальной записью особого духовного стиха, которую исполняли в монастырском обиходе. «Раю мой раю, прекрасный мой раю, — говорится в тексте, надписанном рядом с фигурой утирающего слезы Адама, — Мене бысть ради [то есть ради меня] сотворен еси…»
«Культура.РФ» благодарит за помощь в создании материала заместителя директора по развитию музея Светлану Липатову.
Фотографии предоставлены Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Беседовала Екатерина Тарасова