8 экспонатов Музея-квартиры Галины Улановой
В 2017 году в Музее-квартире Галины Улановой можно было увидеть портрет балерины, написанный с натуры Леонидом и Ольгой Тихомировыми. Картина, созданная в 1967 году, впервые «гостила» у своей хозяйки. О картине, других удивительных экспонатах музея и интересных фактах из жизни самой Галины Улановой порталу «Культура.РФ» рассказала заведующая музеем-квартирой Оксана Карнович.
Портрет Галины Улановой
Портрет написали с натуры художники-супруги Ольга и Леонид Тихомировы. Они работали над картиной долгие семь лет, создали множество подготовительных эскизов, а также прочли массу книг о балете и посмотрели многие постановки Большого театра. На вопрос, почему они решили написать именно Уланову, Леонид Тихомиров всегда отвечал: «Почему мы решили писать ее? А как, скажите, мы могли не написать гениальную балерину, нашу современницу, — это же все равно что не сохранить для потомков Шаляпина или Ермолову, живи они в наше время». Портрет выполнен в спокойных, пастельных тонах, он дышит простотой и одновременно с этим строгостью и изяществом, что было присуще самой балерине.
Музыкальная шкатулка
Галина Уланова родилась в балетной семье: ее родители Мария Романова и Сергей Уланов были артистами Императорского Мариинского театра. По завершении танцевальной карьеры Мария Федоровна начала преподавать у младших классов балетного училища, а Сергей Николаевич стал режиссером балетных спектаклей в Ленинградском театре оперы и балета.
В 1919 году Галина Уланова поступила в Петроградское хореографическое училище, что совпало с ужасами Гражданской войны, разрухой и хаосом. Маленькая Галя танцевать не хотела. Первым балетным педагогом будущей примы стала ее мать, и Уланова делала свои первые па под звуки музыкальной шкатулки. А через шесть лет ее перевели в класс усовершенствования к Агриппине Вагановой. Только троих выпускников техникума в 1928 году приняли в труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета (сейчас — Мариинский театр), в том числе и Уланову.
Вольтеровское кресло
Уланова называла это кресло XVIII века «орудием пыток», потому что мать заставляла ее садиться на шпагат, используя спинку кресла как станок. Но эти «пытки» не были бесплодными: на сцене Петроградского театра оперы и балета Галина дебютировала, когда ей было лишь девять лет. Она танцевала в одноактном балете Мариуса Петипа «Капризы бабочки» на музыку Николая Короткова по сказочной поэме Якова Полонского «Кузнечик-музыкант» о поэтической истории любви кузнечика к бабочке. Учениц первого класса Галину Уланову и ее подругу Татьяну Вечеслову пригласили участвовать в сцене «пробуждения божьих коровок». Главную партию танцевала Елена Люком. Балет, поставленный по случаю свадьбы великого князя Павла Александровича и дочери греческого короля Александры Георгиевны в 1889 году, сохранялся в репертуаре театра до 1922 года.
Статуэтка «Лебедь»
Родственники Улановой подарили ей эту статуэтку в честь премьеры балерины в балете «Лебединое озеро». Уланова станцевала одну из главных партий культового балета в 18-летнем возрасте 6 января 1929 года. В «Лебедином» Уланова дебютировала с молодым танцовщиком Константином Сергеевым; ее Одетта была юной и хрупкой, мечтательной и по-хорошему «девчачьей».
Зеркало
Это зеркало балерина привезла из Петербурга в Москву, когда в 1944 году ее перевели в Большой театр. Вторая его половина осталась у матери в городе на Неве. Мария Романова купила зеркало на эрмитажных распродажах, чтобы работать со своими ученицами. Перед ним Галина Уланова до конца жизни регулярно занималась гимнастикой, поддерживая великолепную физическую форму.
Статуэтка фирмы королевского фарфорового завода Доултон
Статуэтка сидящей на скамейке Марго Фонтейн в образе Жизели из первого акта балета 1953 года подписана с обратной стороны: «Galina Ulanova Covent Garden — 1956 г.». Один из экземпляров статуэтки хранится в Лондонском музее V&A под именем Galina Ulanova. Путаница произошла потому, что успех Улановой во время гастролей Большого театра в Лондоне был столь велик, что ее имя нанесли на уже изготовленные фарфоровые фигурки Марго Фонтейн. Балетный Ромео Юрий Жданов вспоминал о премьерном спектакле «Ромео и Джульетта» 3 октября 1956 года: «Мы выходили на поклоны, потные, покрытые пылью на очень грязной сцене Ковент-Гарден, а за занавесом перед нами падает на колени красивая, как цветок, в пунцовом туалете прима-балерина английского балета Марго Фонтейн (1919–1991) и пытается поцеловать руки Улановой. Вот была картина! <…> Кулисы были забиты артистами и театральной публикой, которая тоже неистово аплодировала, а в глазах артистов, русских и англичан, стояли слезы». Именно после гастролей Большого театра в Лондоне за труппой закрепилось название «Большой балет», а его символом стала Галина Уланова.
Головной убор
Подарок солиста Китайской оперы Мэй Лань Фань, который прекрасно перевоплощался в женские образы. Из кимоно, подаренного в комплекте с головным убором, Галина Уланова сделала себе костюм к балету «Красный мак». Роль танцовщицы Тао Хоа была одной из самых ярких и экзотических в репертуаре балерины. «Красный мак» появился в конце 1940-х годов, во времена споров о судьбе «устаревшего» классического балета, — и стал первым народно-героическим балетом, в котором музыка композитора Рейнгольда Глиэра воплотила социальные реалии современности.
Балетное платье
В этом балетном платье Уланова исполнила последнюю партию в своей артистической карьере — балет «Шопениана» 29 декабря 1960 года. По иронии судьбы «Шопениана» стала началом и концом карьеры Улановой: это был ее выпускной спектакль и последний, который она дала в 50 лет. И хотя к уходу балерина готовилась, расставание со сценой далось ей нелегко. В 1960 году Галина Уланова стала балетмейстером-репетитором Большого театра. До конца жизни она держала себя в форме, каждое утро начинала со специальных упражнений и не переставала носить каблуки.
Автор: Екатерина Тарасова