Фотографы Российской империи

Фотографы Российской империи

Искусство фотографии в России развивалось стремительно. Уже в 1880-е появился жанр публицистического фоторепортажа и первый профессиональный журнал. Русские фотографы участвовали в международных выставках и получали престижные награды. «Культура.РФ» знакомит с первопроходцами в области фотоискусства.

Первый русский фотограф: Алексей Греков

Алексей Греков

Оригинальная камера Луи Дагера. Фотография: monochromepopgroup.com

Алексей Греков

Алексей Греков. Фотография: slavnyeimena.ru

Алексей Греков

Дагерротип «Мастерская художника». 1837. Фотография: itnan.ru

Полиграфист Алексей Греков остался в истории как пионер портретной фотографии и изобретатель российского фотоаппарата. Он первым из русских мастеров освоил способ получения негативного изображения на бумаге (калотипию).

В 1840 году, через несколько месяцев после открытия французским изобретателем Луи Дагером дагеротипии, Греков сделал ее более доступной, а само изображение — более прочным. Он первым в мире стал наносить слой серебра (а позднее золота) на медные пластинки с помощью гальванопластики (гальванопластика — способ копирования при помощи химического процесса. — Прим. ред.). В этом же году он открыл «художественный кабинет» портретной фотосъемки — первый в России.

Фотограф Их Императорских Величеств: Сергей Левицкий

Сергей Левицкий

Сергей Левицкий. Семья императора Александра III. Фотография: rusplt.ru

Сергей Левицкий

Сергей Левицкий. Фотография: stereoscop.ru

Сергей Левицкий

Сергей Левицкий. Император Александр II и Императрица Мария Александровна. Фотография: birdinflight.com

Еще один первопроходец русской фотографии — Сергей Левицкий. Свои первые снимки начинающий фотограф сделал во время экспедиции на Кавказ в 1842 году — после этой поездки он оставил службу в канцелярии и полностью посвятил себя фотографии.

А здесь читайте про любимых архитекторов российских императоров

Во время путешествия по Риму он сфотографировал русскую общину — этот снимок единственный, на котором запечатлен Николай Гоголь. Ему также принадлежит коллективная фотография авторов журнала «Современник» с Иваном Тургеневым, Дмитрием Григоровичем, Львом Толстым, Николаем Островским и Иваном Гончаровым.

В Санкт-Петербурге Сергей Левицкий держал дагеротипную мастерскую. Одним из первых он начал делать фотографические коллажи и ретушировал негативы. В 1847 году по его эскизам сконструировали камеру с мехами («гармошкой»), которая облегчила фокусировку и снизила вес аппарата.

В объективе Левицкого были Николай I, Мария Александровна, Александр II и другие царские особы — фотограф запечатлел четыре поколения монаршей семьи. В 1877 году Левицкому и его старшему сыну Льву, который работал вместе с отцом, присвоили звание «Фотографы Их Императорских Величеств».

Автор первого фотоальбома: Андрей Деньер

Андрей Деньер

Андрей Деньер. Портрет Афанасия Фета. 1860-е. Фотография: mos.ru

Андрей Деньер

Иван Крамской. Портрет Андрея Деньера (фрагмент). 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Андрей Деньер

Андрей Деньер. Портрет Ивана Тургенева. 1850-е. Фотография: idea-l.ru

Андрей (Генрих) Деньер также работал в Петербурге. В 1842 году он стал вольноприходящим студентом в Императорской Академии художеств на курсе исторической живописи у Карла Брюллова, в это же время увлекся фотографией. После окончания учебы он открыл «Дагеротипное заведение художника Деньера» на Невском проспекте. В 1860-х успешный фотограф-портретист уже занимал призовые места на выставках и выступал на них экспертом, а в 1860 году был удостоен звания «Фотограф Его Императорского Величества».

Андрей Деньер первым сделал фотоальбом со снимками деятелей искусства: в 1865 году вышли 12 изданий «Альбома фотографических портретов известных лиц России». Деньер запечатлел Федора Тютчева, Ивана Аксакова, Афанасия Фета, Тараса Шевченко.

Андрей Деньер всегда экспериментировал с фотографированием. Он работал с витротипией — «фотографией на стекле». Также мастеру принадлежит метод, который назвали «эффект Деньера»: фотограф печатал изображение с двух негативов. Так он добивался мягких, нерезких контуров.

Первый русский фотохудожник: Андрей Карелин

Андрей Карелин

Андрей Карелин. Варварская улица, Нижний Новгород. 1870-е. Фотография: masterart.ru

Андрей Карелин

Андрей Карелин. Фотография: perunica.ru

Андрей Карелин

Андрей Карелин. «Угощение». 1870-е. Фотография: perunica.ru

В детстве будущий основоположник художественной фотографии Андрей Карелин учился иконописи. Способного ученика из Тамбова направили в Санкт-Петербург в Императорскую Академию художеств. После выпуска Карелин стажировался у Михаила Настюкова — официального фотографа будущего государя Александра III.

В 1869 году Андрей Карелин открыл собственный фотосалон в Нижнем Новгороде. Он делал портреты герцога Эдинбургского, художника Василия Верещагина, музыканта Николая Рубинштейна, ученого Дмитрия Менделеева и других известных личностей. Карелин часто экспериментировал с фокусным расстоянием и глубиной резкости, благодаря чему добился естественности и соразмерности деталей. Он снимал на расстоянии семи метров, не теряя при этом четкости изображения. В 1876 году «За изобретенный особый способ фотографии» мастеру присвоили звание фотографа Императорской Академии художеств.

Как художник, Андрей Карелин старался приблизить свои работы к лучшим произведениям живописцев. В 1886 году вместе с Иваном Шишкиным он создал альбом «Нижний Новгород» с раскрашенными акварелью фотографиями местного дворянства и купечества — экземпляр, подаренный Александру II, хранится в Государственном Русском музее.

«Карелин первым доказал всему миру своими многочисленными фотографическими этюдами-композициями, что художество и фотография стоят в самой близкой непосредственной связи, что фантазия художника-фотографа, его изящный вкус в выборе сюжетов-картин, полных мысли, могут быть осуществлены фотографией».
Фотограф Сергей Прокудин-Горский

Летописец петербургской жизни: Карл Булла

Карл Булла

Карл Булла. Николай Пирогов, Владимир Стасов, Максим Горький, Илья Репин. 1905. Фотография: onedio.ru

Карл Булла

Карл Булла. Фотография: russia-maritime.ru

Карл Булла

Карл Булла. Портрет Федора Шаляпина. Фотография: iz.ru

Петербургского фотографа Карла Буллу называют отцом репортажного фотоискусства и летописцем петербургской жизни. Он одним из первых получил разрешение на уличную фотосъемку и стал единственным фотографом, кто был удостоен нагрудного знака «Фотограф Санкт-Петербурга». В 1883 году в своей лаборатории он производил сухие броможелатиновые пластины — его изобретением пользовались по всему миру.

Знакомьтесь с журналами и газетами, которые выходили в дореволюционной России

На своих снимках Булла запечатлел значимые события России: спуск на воду крейсера «Аврора», наводнение 1903 года в Санкт-Петербурге, празднование 300-летия дома Романовых, революцию 1917 года. Позднее в собственной типографии он печатал открытки с видами столицы. Булла-репортер снимал для газет и журналов «Нива», «Огонек», «Столица и усадьба», немецких Die Woche, Illustrirte Zeitung.

Карл Булла снимал также и портреты. В его объектив попали император Николай II, Петр Столыпин, Максим Горький, Федор Шаляпин и Александр Куприн, Илья Репин, Матильда Кшесинская. К 80-летию Льва Толстого фотограф сделал более 100 снимков.

Фотограф-гравер: Альфред Федецкий

Альфред Федецкий

Альфред Федецкий. Члены Харьковского отделения Русского музыкального общества и Петр Чайковский. 1893. Фотография: musicollege.by

Альфред Федецкий

Альфред Федецкий. Николай II и Александра Фёдоровна на вокзале в Борках. Фотография: facte.ru

Альфред Федецкий

Альфред Федецкий. Класс воскресной школы Христины Алчевской в Харькове. 1900. Фотография: kharkovgo.com

Альфред Федецкий закончил фотографический институт при Академии художеств в Вене. Позже он переехал в Киев и стал работать в фотоателье Влодзимежа Высоцкого, где его вскоре назначили управляющим и доверили делать фотографии высочайших особ.

В 1886 году Федецкий перебрался в Харьков — фотографический центр Юга России. Там он открыл собственное фотоателье. Федецкому принадлежат фотографии членов императорской фамилии, Иоанна Кронштадтского, Петра Чайковского, Ивана Айвазовского. В 1888 году на Всемирной выставке в Брюсселе Федецкий получил золотую медаль, а за кадры с крушения императорского поезда около станции Борки «Высочайшую благодарность» Императора Александра III.

Жанровые, пейзажные и портретные фотографии он старался приблизить к живописным рисункам. В 1901 году мастер изобрел новый способ съемки, который позволял имитировать гравюру на цветном металле.

«Действительно, новый род съемки, изобретенный Федецким, дает поразительное анатомическое свойство, сохраняя экспрессию, характер, отсветы кожи и малейшие изгибы лица. Глядя на эти снимки, никто не скажет, что это — фотография, а не превосходная, старинная гравюра. И замечательно, что чем пристальнее и дольше вглядываешься в эти снимки, тем сильнее их впечатление, тем больше они нравятся»
Газета «Харьковские губернские ведомости», 1901 год

Фотограф-публицист: Максим Дмитриев

Максим Дмитриев

Максим Дмитриев. Ярмарочные балаганы на Гребневских песках. 1900-е. Фотография: bigpicture.ru

Максим Дмитриев

Максим Дмитриев. Фотография: zagopod.com

Максим Дмитриев

Максим Дмитриев. Дмитровская башня Нижегородского Кремля. Фотография: russo-travel.ru

Основатель социальной и публицистической фотографии в России Максим Дмитриев учился профессии у московского фотографа Михаила Настюкова. В 1879 году Дмитриев перешел в фотоателье Лейбовского в Нижнем Новгороде, а через два года стал помощником Андрея Карелина — тогда уже известного на весь мир.

Максим Дмитриев фотографировал старинные памятники Волжского края, местности, охваченные бедствием. Фотографии города вошли в альбом «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии». Позднее эти фотографии проиллюстрировали книгу историка Василия Чешихина «Лев Толстой и голод». Рискуя здоровьем, Дмитриев снимал врачей и сестер милосердия, которые лечили больных тифом, разоренные деревни, ночлежки. Работы мастера оценили золотой медалью на Парижской международной фотографической выставке и почетным дипломом на выставке в Амстердаме.

«…Спешу написать Вам эти немногие строки, но мне довольно их, чтобы сказать Вам, что я в неописанном восторге от Ваших фотографий, особенно от «картин голодного года». Я ничего подобного не видел нигде в Европе, — а смею сказать, я много видел и здесь и в Европе».
Из письма критика Владимира Стасова

В объективе Максима Дмитриева были почти все важные события Нижнего Новгорода: визит Николая II, 300-летие дома Романовых в 1913 году. Дмитриев часто фотографировал Максима Горького, Федора Шаляпина, Исаака Левитана, Константина Маковского, Ивана Бунина, Леонида Андреева, Владимира Короленко. Также он создал самый длинный в мире фоторепортаж: он запечатлел почти каждые четыре километра реки Волги и ее окрестностей.

Пионер цветной фотографии: Сергей Прокудин-Горский

Сергей Прокудин-Горский

Сергей Прокудин-Горский. Автопортрет. Водопад Кивач, Олонецкая губерния. 1915. Фотография: prokudin-gorskiy.ru

Сергей Прокудин-Горский

Сергей Прокудин-Горский. Молодые русские крестьянки недалеко от реки Шексна. 1909. Фотография: prokudin-gorskiy.ru

Сергей Прокудин-Горский

Сергей Прокудин-Горский. Храм святого Николая в Можайске. 1911-1912. Фотография: prokudin-gorskiy.ru

Изобретатель цветных фотографий Сергей Прокудин-Горский учился в Императорской Военно-медицинской академии и Академии художеств. Его всегда увлекала фотография: результаты своих исследований он размещал в тематическом журнале и книгах по фотографии. В 35 лет Прокудин-Горский стал членом фотографического отдела Императорского Русского технического общества — он регулярно делал доклады о своих исследованиях в области фотографии.

Больше фотографий Прокудина-Горского — по ссылке

В 1900 году черно-белые снимки Прокудина-Горского участвовали во Всемирной Парижской выставке, а через год он открыл «фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую» в Петербурге. Настоящая революция в области фотоискусства началась с его статей о принципах воспроизведения цвета. Прокудину-Горскому первому в России удалось получить цветное изображение — качество его снимков превосходило даже иностранные. Уже с 1903 года он фотографировал виды и людей Российской империи в цвете. Мастеру принадлежат знаменитые снимки начала XX века: Лев Толстой в Ясной Поляне, команда парохода «Шексна», эмир Бухарский в Узбекистане, крестьяне из разных уголков страны.

Мастер русской светописи: Сергей Лобовиков

Сергей Лобовиков

Сергей Лобовиков. Домовица. 1909 – 1910 гг. Фотография: rodnaya-vyatka.ru

Сергей Лобовиков

Сергей Лобовиков. Фотография: vyatkawalks.ru

Сергей Лобовиков

Сергей Лобовиков. Трифонов монастырь и кремль, Вятка. 1900-е. Фотография: photocentra.ru

Сергей Лобовиков начинал работать в фотоателье купца Петра Тихонова в Вятке. В 24 года, в 1894 году, он открыл собственную фотомастерскую. В своем фотоателье Лобовиков установил электроподсветку, которая позволяла ему фотографировать не только при дневном свете, но также в пасмурную погоду и вечером. Это было редкостью в то время.

В 1908 году Сергей Лобовиков стал председателем Вятского фотографического общества. За живописные фотографии крестьянского быта, портреты детей и сельские пейзажи он удостоен бронзовой медали на Парижской Всемирной выставке. «Я — фотограф мужицкий. Мой объект — мужик. Быт его меня интересует со всех сторон», — говорил мастер. Через два года фотографа избрали почетным членом Лондонского общества изящных искусств.

«Какая была цель и идея, руководившая мною в течение всей моей жизни? Эта цель — поднять, сколько позволят мои силы, фотографическое искусство прежде всего в нашем захудалом городишке, а может быть, и больше».
Сергей Лобовиков

Первая русская женщина-фотограф: Елена Мрозовская

Елена Мрозовская

Елена Мрозовская. Портрет Матильды Кшесинской. Фотография: v-gornom.ru

Елена Мрозовская

Елена Мрозовская. Фотография: stereoscop.ru

Елена Мрозовская

Елена Мрозовская. Портрет княгини Ольги Орловой. 1903. Фотография: ruvera.ru

Фотограф-любитель из Санкт-Петербурга Елена Мрозовская училась фотоискусству в Париже у известного французского мастера Надара. В 1894 году она открыла собственную художественно-фотографическую мастерскую на Невском проспекте. В объективе Мрозовской были Николай Римский-Корсаков, Вера Комиссаржевская, Александр Глазунов, Матильда Кшесинская.

«Мне думается, что в основу работы каждого портретиста, и профессионала в особенности, должна непременно быть положена известная идейность исполнения, и в действительности оно так и есть, и таких фотографов совершенно правильно называют фотографами-художниками. Их очень немного, не только в России, но и во всем мире и к числу их принадлежит и Е.Л. Мрозовская, за которой имеется еще и та особенность, что из женщин она пионерка в этой отрасли искусства».
Сергей Прокудин-Горский

Елена Мрозовская была официальным фотографом Санкт-Петербургской консерватории: ей принадлежат первые снимки интерьеров учебного заведения. Она засняла знаменитый маскарад в Зимнем дворце в 1903 году: один из снимков — тонированный портрет княгини Ольги Орловой с кокошником — находится в Эрмитаже.

Автор: Ирина Малахова


Обсуждение закрыто.