Ирина Антонова и пять знаковых выставок ГМИИ

Ирина Антонова и пять знаковых выставок ГМИИ

Ирина Антонова — президент ГМИИ им. А.С. Пушкина, до этого в течение 50 с лишним лет она была его директором. Самые резонансные выставки музея, осуществленные Ириной Александровной, а также ее лекции о культуре — в нашем материале.

Ирина Антонова и пять знаковых выставок ГМИИ


1974 год: «Шедевр Леонардо да Винчи «Портрет Моны Лизы» («Джоконда») из собрания Лувра»

Ирина Антонова и пять знаковых выставок ГМИИ

Самый известный портрет мира посетил СССР в рамках своего кругосветного турне. Кстати, это был последний раз, когда «Мона Лиза» покидала Лувр. В Москве картину ежедневно смотрели 4600 зрителей, всего выставку посетили 311 100 человек.


1981 год: «Москва — Париж. 1900–1930»

Выставка стала сенсацией, тем более что интерес к авангарду был тогда на пике. На ней впервые русское искусство первых трех десятилетий ХХ века было показано на одном уровне с французским — и совершенно обоснованно. Народ очень хотел попасть на выставку, очереди были огромными — ее посетили 644 028 человек.

1981 год: «Москва-Париж. 1900-1930»

1981 год: «Москва-Париж. 1900-1930»

1981 год: «Москва-Париж. 1900-1930»

1981 год: «Москва-Париж. 1900-1930»

1981 год: «Москва-Париж. 1900-1930»

1981 год: «Москва-Париж. 1900-1930»


1996 год: «Москва — Berlin / Берлин — Moskau. 1900–1950»

Ирина Антонова и пять знаковых выставок ГМИИ

Идейное продолжение парижского проекта. Однако русско-немецкая выставка, в том числе с произведениями эмигрантского «русского Берлина» 1920-х годов, стала возможной лишь после начала перестройки и объединения Германии. Посещаемость проекта оказалась колоссальной — более 300 тысяч человек. А каталог покупал каждый десятый — и он стал бестселлером.


1996 год: «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана»

Ирина Антонова и пять знаковых выставок ГМИИ

Сенсационная выставка, на которой было представлено так называемое трофейное искусство, захваченное советской армией во время Второй мировой войны, десятилетиями считавшееся погибшим. А оно, оказывается, таилось в «особом фонде» ГМИИ. В дальнейшем эту традицию показа «потерянного» продолжили экспозиции «Эпоха Меровингов. Эпоха без границ» (2007), «Археология войны. Возвращение из небытия» (2005), а также проходящая сейчас экспозиция Кранахов.


2013: «Прерафаэлиты: викторианский авангард»

Ирина Антонова и пять знаковых выставок ГМИИ

Пожалуй, последняя громкая выставка, открывшаяся в ГМИИ во времена Ирины Антоновой. Всего экспозицию изысканных британцев, приехавших из музеев Великобритании и США, посетили 444 600 человек. К открытию выставки издали огромный каталог, где были представлены не только репродукции, но и стихотворные произведения прерафаэлитов. Большинство из них были переведены на русский язык специально к выставке.


Посещаемость выставок по данным «Российской газеты».

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Музей изобразительных искусств имени Пушкина
Москва

Лекции с Ириной Антоновой

Эволюция вкусов
Эволюция вкусов
Ирина Антонова

2005

26 мин
Музей: из прошлого в будущее
Музей: из прошлого в будущее
Андрей Боков, Ирина Антонова

2008

26 мин
Жизнь и судьба музейных коллекций
Жизнь и судьба музейных коллекций
Андрей Боков, Ирина Антонова

2009

26 мин
Музей вчера, сегодня, завтра
Музей вчера, сегодня, завтра
Ирина Антонова

2011

40 мин
Дрезденская галерея в ГМИИ им. А.С. Пушкина. 1945–1955
Дрезденская галерея в ГМИИ им. А.С. Пушкина. 1945–1955
Ирина Антонова

2015

153 мин

Обсуждение закрыто.