Князь Владимир в русском искусстве

Князь Владимир в русском искусстве

Владимир Святославич — один из самых прославленных правителей Древней Руси. На протяжении веков художники изображали князя в иконописи и графике, живописи и скульптуре. Рассказываем, как с течением времени менялся образ князя Владимира в русском искусстве.

Искусство Древней Руси

Неизвестно, когда именно Владимир Святославич был канонизирован, но, судя по иконописным образам, в XV веке его почитали как святого. Часто иконописцы изображают князя с сыновьями — невинноубиенными Борисом и Глебом, как на иконе из Софийского собора в Новгороде (слева). В XV веке, когда Константинополь был захвачен турками, русским правителям было особенно важно подчеркнуть преемственность Руси от Византии, и Владимира начинают изображать подобно византийскому императору. На фреске Дионисия (справа) изображена византийская императрица Ирина с сыном. Можно отметить большое иконографическое сходство русского князя с правителями Византии: на голове Владимира — золотая корона, которую русские князья не носили, а одет он в византийское украшенное золотом платье. Однако образ все же русифицирован: поверх византийских одежд на Владимире накинута подбитая мехом ферязь с длинными рукавами — одежда, характерная для Руси того времени.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 1

Икона равноапостольного князя Владимира со святыми князьями Борисом и Глебом из Софийского собора в Новгороде. Конец XV в. Музей-квартира П.Д. Корина

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 1

Дионисий. Фреска «Императрица Ирина с сыном на седьмом Вселенском соборе» (фрагмент). 1502. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь


Книжная миниатюра

Одни из самых ранних изображений Владимира Святославича можно увидеть в Радзивилловской летописи из собрания Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге.

В XVII веке портрет князя появляется в «Царском титулярнике», также известном как «Большая государева книга, или Корень российских государей». «Титулярник» был создан в 1672 году в Посольском приказе для правящего государя Алексея Михайловича Романова. Здесь князь Владимир изображен уже не как византийский, а как западноевропейский правитель: вероятно, работавшие над портретом живописцы Оружейной палаты ориентировались на известные им по гравюрам портреты средневековых западноевропейских монархов.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 8

Портрет князя Владимира из «Царского Титулярника». 1672

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 8

Портрет короля Англии Эдуарда II (1284-1327). Англия, ок. 1640 года. Национальная портретная галерея, Лондон


Барокко

Историческая живопись приходит в Россию в XVIII веке. Русские художники этой эпохи заимствуют из европейского искусства стилистику и сюжеты, обращаясь, в основном к античным темам. Но были и редкие исключения: так, основоположник русской исторической живописи Антон Лосенко (1737–1773) изображает эпизод сватовства князя Владимира к дочери полоцкого наместника Рогнеде. Хотя для картины выбран сюжет из истории Древней Руси, в остальном автор склоняется к западноевропейской живописной традиции, которая в России на тот момент пользовалась большей популярностью. Перед нами галантная дворцовая сцена, хотя в реальности Владимир взял девушку в жены против ее воли, убив ее родителей у нее на глазах. Лосенко одевает своих персонажей на европейский манер: на князе Владимире фантазийный головной убор со страусиными перьями, мантия, подбитая горностаевым мехом, — атрибут западноевропейских монархов, пришедший на Русь в петровские времена. Владимир изображен без бороды, что приближает его к образу западноевропейского правителя того времени. За спинами персонажей — стена дворца, декорированная пилястрами (такие украшения в Россию также пришли в эпоху петровского барокко).

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 9

Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770. ГРМ

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 9

Франц Кристоф Яннек. Галантная пара в интерьере. Середина XVIII в. Частное собрание


Классицизм

Казанский собор в Санкт-Петербурге, построенный в 1801–1811 годах, декорирован многочисленными скульптурными изображениями, выполненными лучшими мастерами тех лет: Степаном Пименовым, Иваном Мартосом, Федором Гордеевым, Василием Демут-Малиновским. Статуя Владимира, выполненная Степаном Пименовым, изображает князя в виде античного героя, а не средневекового правителя. В начале XIX века в русском искусстве господствовал классицизм, и художники вдохновлялись греческой и римской скульптурой: князь Владимир одет в легкую античную тунику и обладает телосложением олимпийского атлета.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 3

Степан Пименов. Статуя князя Владимира. Фасад Казанского собора. 1801-1811. Санкт-Петербург

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 3

Геракл. Древний Рим. I-II вв. н.э. Государственный Эрмитаж


Историзм

В конце XIX века во всех европейских странах появляется интерес к собственной истории: проводятся археологические экспедиции, фольклористы изучают народные обычаи и устное народное творчество. Произведения на исторические сюжеты, созданные русскими художниками, уже не выглядят адаптированными копиями западных образцов (однако говорить об исторической достоверности их работ в современном понимании этого слова сложно, в частности потому, что археологическая наука была развита недостаточно хорошо, чтобы художники могли правильно реконструировать реалии предыдущих эпох).

Особенно часто князю Владимиру посвящают храмы и живописные произведения во второй половине XIX века, в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси. Памятник Владимиру в Киеве был сооружен в 1853 году. Его высота составляет 20,5 метра, постамент украшен барельефами с изображением Крещения Руси, герба Киева и звезды ордена Святого Владимира. Восьмигранный постамент стилизован под колокольню русской церкви, нижний ярус завершается кокошниками, которые украшают фасады многих церквей начиная с XVII века.

Князь Владимир в русском искусстве

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру. Петр Клодт (статуя князя), Василий Демут-Малиновский (барельефы на постаменте), Александр Тон (пьедестал). 1853. Киев

В 1862 году, к 1000-летию русской государственности, в Новгороде установили многофигурный монумент «Тысячелетие России». Силуэт многоярусного монумента напоминает форму колокола, в верхней части — держава, вокруг которой расположены шесть скульптурных групп. Князь Владимир изображен в композиции «Крещение»: рядом с ним — славянская женщина и мужчина, низвергающий языческого идола. Скульпторы сочетают элементы классицизма, такие как орнамент из лавровых листьев, с древнерусскими узорами.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 4

Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман. Монумент «Тысячелетие России». 1862. Великий Новгород

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 4

Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман. Монумент «Тысячелетие России». 1862. Великий Новгород

Тщательная проработка костюмов на картине Григория Седова говорит об осознанном желании максимально приблизить изображение к историческим реалиям Средневековья. Интерьер, в который помещены персонажи, уже не похож на западноевропейский дворец, это древнерусские палаты.

Князь Владимир в русском искусстве

Григорий Седов. Обращение Владимира в христианство. 1866

К 900-летию Крещения Руси в Киеве заложили собор Святого Владимира, но к 1888 году закончить его отделку не успели. Над интерьерами собора работали ведущие живописцы, в том числе Виктор Васнецов: он создал фрески на сюжеты крещения Владимира и Крещения Руси. В композициях Васнецова очевидны византийские мотивы: Владимира крестят в восьмигранном пространстве баптистерия, украшенного мозаиками по византийскому образцу. В Крещении Руси князь предстает в образе императора — в короне и золотых одеждах, — как и на древних иконах.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 5

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. Эскиз фрески Владимирского собора в Киеве. 1880-е

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 5

Виктор Васнецов. Крещение Руси. Эскиз фрески Владимирского собора в Киеве. 1880-е


Авангард

Князь Владимир в русском искусстве

Эскиз костюма. Князь Владимир. Опера «Рогнеда»

Русская старина служит источником вдохновения и художникам-авангардистам. Особенно интересует их народное искусство — лубок, для которого характерна плоскостность и некоторая карикатурность персонажей, а также яркие, почти кричащие цвета. На эскизе ученицы Николая Рериха и Ивана Билибина Александры Щекотихиной-Потоцкой к постановке оперы «Рогнеда» 1916 года (из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина) фигура Владимира изображена плоскостно, без светотеневой проработки, а детали лица прописаны нарочито просто: они непропорциональны и напоминают о лубочных картинках.


Современная живопись

Начиная со времен перестройки, князю Владимиру было посвящено немало монументов и живописных работ. Владимир изображен на первом плане работы Ильи Глазунова «Вечная Россия». За спиной князя — свержение языческого идола. Глазунов подражает манере иконописцев: персонажи у него плоскостные и почти статичные. О языческом прошлом Владимира говорит ферязь, украшенная языческими солярными символами.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 6

Илья Глазунов. Вечная Россия. 1988. Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 6

Илья Глазунов. Вечная Россия (фрагмент). 1988. Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова


Современная скульптура

В конце ХХ — начале XXI века памятники князю Владимиру появились не только в России, но и за рубежом, в том числе в Лондоне (Великобритания) и Торонто (Канада).

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 7

Лео Мола. 1988. Лондон

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 7

Памятник Святому равноапостольному великому князю Владимиру. Крым, Севастополь. Фотография: Щеголева Ольга / Фотобанк Лори

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 7

Сергей Исаков. 2009. Владимир

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 7

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру- крестителю Руси в Белгороде. Фотография: Алексей Шаповалов / Фотобанк Лори


Обсуждение закрыто.