Культагит. 7 видов особого искусства

Культагит. 7 видов особого искусства

Агитационное искусство — древнее, как сам Рим, где оно появилось впервые. И задиристое — как Французская буржуазная революция, где едва ли не каждый герой был удостоен памятника. ХХ век принес с собой новую агитационную волну. «Искусство в массы». Практическую сторону одного из любимых лозунгов советской эпохи рассматриваем с Натальей Летниковой.

Культагит. 7 видов особого искусства

В 1918 году вышел Декрет «О памятниках республики». Страна лицезрела своих героев в бронзе и гипсе: вожди, военные, деятели культуры. Ваяли даже булыжник — орудие пролетариата. Монументальное и уникальное — знаменитые «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, побывавшие в Париже и ставшие символом эпохи. И массовое — «Девушка с веслом» Ромуальда Иодко, что создавалась для водного стадиона «Динамо», а в гипсовых копиях украсила парки страны.


Здание МИД
Здание МИД
Москва

На стыке скульптуры и архитектуры. ВДНХ. Хозяйственные достижения стали содержанием величественной архитектурной формы. Здания в стиле «сталинский ампир» украшали орнаментами архитекторы из союзных республик. Театр — и тот получает форму пятиконечной звезды. Но время масштабных строек и глобальных задач оставило самый громкий проект под сукном. Дворец Советов построен так и не был, но разошелся по столице советскими готическими замками — сталинскими высотками.


Визитной карточкой страны становится огромное мозаичное панно. «Карта индустриализации СССР» из драгоценных и полудрагоценных камней в 27 квадратных метров получила Гран-при Всемирной выставки искусств в Париже. Само искусство мозаики шагнуло за порог дворцов на улицы. Вместо яшмы и лазурита — смальта. Строятся целые заводы по производству цветных стеклышек и мозаичное искусство становится повседневностью: украшают кинотеатры, метро и даже жилые дома.

Советская Мозаика

Мозаичное панно на здании в Ростове-на-Дону

Советская Мозаика

Мозаичное панно на здании железнодорожного депо в Пензе

Советская Мозаика

Мозаичное панно на здании Тракторного завода в Волгограде

Советская Мозаика

Мозаика «Карта индустриализации СССР»


Культагит. 7 видов особого искусства

В буфетах и на кухнях появляется посуда особого стиля — агитфарфор. Идея не новая. Коронации и юбилеи, войны и революции. Исторические события на тарелках появлялись не одно столетие. В 20-е годы ХХ века чашки-агитки отправляются на экспорт и «берут в плен» французскую столицу. По просьбе западных коллекционеров выставку советской идейной посуды повторяют дважды. Первую партию фарфора для международной премьеры отбирал на Петроградском заводе сам Горький.


«Серп и молот»… в качестве принта на тканях Ивановской мануфактуры. Ситец, сатин и креп, покрытые шестеренками, силуэтами фабрик, лампочками и колосьями. Тканевая пропаганда — прямой путь к массовому потребителю. Понимание текущего момента сделало Иваново третьей пролетарской столицей. К пятой годовщине Октябрьской революции выпускают платки под девизом «Вся власть Советам!». С ситцевой трибуны звучат самые актуальные лозунги того времени — «Пятилетку в четыре года!».

Принты на ткани

Водный спорт. Фланель. Конец 1920-х — начало 1930-х

Принты на ткани

Морской флот. Сатин декоративный. Конец 1920-х — начало 1930-х

Принты на ткани

Ситец декоративный. Конец 1920-х


Культагит. 7 видов особого искусства

Живопись на скорую руку. Броские, емкие, актуальные агитплакаты стали требованием времени. «Не болтай!» — как руководство к действию; или демонстрация растущего благосостояния: «Накопил и машину купил». Политический плакат, основанный на традициях русской графики — явление в художественной пропаганде. Как и праздничное оформление городов, за которое брались даже известные художники. Как Марк Шагал, который будучи комиссаром искусств оформлял Витебск к революционным праздникам.


Музей народных художественных промыслов
Музей народных художественных промыслов
Московская область

Палех, Федоскино, Мстёра, Холуи. Тройки и хороводы на лаковых шкатулках дополнили новые сюжеты. Тачанки с пулеметами, почетный караул и художественно представленные будни красноармейцев помогли удержать промысел. Палехские иконописцы после революции остались не у дел. Пришлось перенимать опыт у соседей — федоскинцев. Так и появились шкатулки на стыке иконописи, былинной сказочности и соцреализма — «чудо, рожденное революцией».

Советские лаковые шкатулки

Лаковая шкатулка «Салют в День Победы». 1947. Палех

Советские лаковые шкатулки

Лаковая шкатулка «На охране колхозного урожая». 1942. Палех

Советские лаковые шкатулки

Лаковая шкатулка «Народное торжество в день открытия канала им. В.И. Ленина»


Обсуждение закрыто.